Новости проекта
Система перешла на новый 2018/2019 учебный год
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Большая конференция "Родительское собрание"
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 74 человека

"Скоро в школу"

Дата: 28 сентября 2014 в 01:03, Обновлено 1 декабря 2015 в 13:21

 

                  

 

 

 

                  

 

 

Рекомендации для родителей

«Как подготовить ребенка к поступлению в школу»

Чтобы ребенок был готов к обучению в школе, необходимо выработать у него ряд навыков и умений:

  1. Ребенок должен быть приспособлен к общественной жизни, он должен чувствовать себя уверенно, находясь вне дома. Поэтому, прежде всего, научите будущего школьника соблюдать правила личной гигиены. Сформируйте у ребенка навыки самообслуживания, опрятности, аккуратности. Он должен уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, уметь пользоваться общественным туалетом.
  2. Важно воспитать в ребенке любознательность, внимание, сосредоточенность, память, усидчивость, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы, а также умение регулировать свое поведение, выполнять длительное время не очень увлекательное задание. Все эти навыки следует нарабатывать ежедневно, используя настольные игры, лепку, конструктор, чтение и общение, иначе ребенку будет трудно направить усилия на учебную деятельность.
  3. Важно, чтобы у ребенка возникло желание учиться и узнавать что-то новое и полезное. Информацию о мотивации вашего ребенка вы можете получить с помощью наблюдения за сюжетно-ролевой игрой «Школа». Готовые к школьному обучению дети предпочитают играть роли учеников – они пишут, читают, решают задачи и отвечают у доски, получая отметки. Не готовые к школе дети выбирают роль учителя, а также концентрируются на моментах школьных перемен, ситуации прихода и ухода из школы, приветствия учителя.
  4. Следующее условие успешной учебы – выработка у ребенка умения преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца. Нужно подготовить дошкольника к неизбежным трудностям в учении. Осознание преодолимости этих трудностей поможет ребенку отнестись с пониманием к своим возможным неудачам.
  5. При подготовке к школе родителям следует учить ребенка аналитическим навыкам: умению сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого дошкольник должен уметь внимательно слушать текст, рассказ взрослого, последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения, пересказывать суть прочитанного или услышанного, а также хорошо и правильно говорить, запоминать новые слова. Как можно чаще читайте с вашим ребенком книжки, а потом просите его вкратце пересказать содержание прочитанного. Это приучит дошкольника анализировать смысл текста, сделает его речь связной и расширит словарный запас.
  6. Немаловажную роль играет адекватность самооценки малыша. Чтобы получить представление о самооценке вашего ребенка, используйте методику «Лесенка». Нарисуйте лестницу, состоящую из 11 ступенек. Скажите, что на этой лестнице располагаются все люди на свете – от самых хороших до самых плохих. На верхней ступеньке – самый хороший человек, на нижней – самый плохой, а посередине – «средние» люди. Предложите ребенку определить, на какой ступеньке его место. У младших школьников нормой можно считать 6-7-ю ступеньку, у дошкольников она может быть выше, вплоть до 11-й, но никак не ниже 4-й – это уже сигнал неблагополучия.
  7. На готовность ребенка к школе влияет и то, как вы с ним общаетесь. Давайте ребенку достоверную информацию о школе, учителях, расскажите о принятых там правилах. Важно, чтобы ваши слова в итоге совпали с действительностью. Поэтому не стоит ничего приукрашивать и уж тем более запугивать ребенка. Создайте у него положительный образ школы, чтобы он мог чувствовать себя комфортно в новых условиях.

Родителям на заметку «Как подготовить ребенка к поступлению в школу»

В 5-6 лет ребенка гораздо важнее научить учиться, чем освоить с ним чтение, письмо и счет. В этот период на первый план выходят ролевые игры, когда дети играют в школу, в магазин, в доктора. Дети усваивают правила игр, узнают, что такое дисциплина, постигают основы взрослой жизни. Если ребенок заранее овладеет чтением, письмом и счетом, то есть опасение, что ему будет скучно в первом классе. Помните: раннее обучение даст хорошие результаты только в том случае, если ребенок наигрался во все игры, в которые следует играть в 3-5 лет.

Обычно начиная с 5 лет, дети уже мечтают о школе, рвутся туда. И многим мамам кажется: раз стремится – значит готов к школе. Но это не всегда так, ведь школа для детей – символ взрослости. Они просто хотят считаться большими, более интересными в играх и общении со старшими детьми, стремятся обладать атрибутикой школьной жизни – портфелями, дневниками, тетрадями в ярких обложках, а вовсе не приобрести новые знания. Поэтому выясните, на самом ли деле ваш ребенок готов к школе. Для этого используйте следующее упражнение.

  1. Покажите 6-летнему ребенку два брусочка, слепленных из одинакового количества пластилина: один – длинный и тонкий, а другой – короткий и толстый. Спросите, где пластилина больше. Ребенок, готовый к обучению в школе, должен ответить, что пластилина в обоих случаях одинаковое количество. Возможно, что ребенку потребуется сломать эти брусочки, чтобы понять истину. Не препятствуйте его исследовательской деятельности.

Иногда умение ребенка читать любимые сказки и бойко называть цифры вводит родителей в заблуждение. На самом деле может оказаться, что у ребенка не подготовлена рука к письму и в школе он будет очень быстро уставать. А главное, у него может быть не развито произвольное внимание, благодаря которому ребенок способен заставить себя заниматься тем, что может быть не очень интересным.

 

Памятка для родителей «Как помочь ребенку подготовиться к школьному обучению»

  • Дети дошкольного возраста не готовы воспринимать строго регламентированные, монотонные занятия. Поэтому при проведении развивающих занятий лучше выбирать игровую форму, так как игра является ведущей деятельностью для дошкольника.
  • Дети испытывают удовлетворение от выполнения интеллектуальных заданий, в основе которых лежит интерес – лучший вид мотивации, пробуждающий в ребенке дух творчества.
  • При выполнении заданий создавайте ситуацию успеха. Очень важно, чтобы успех был достижим. Для этого используйте сначала простые упражнения, затем начинайте их усложнять. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте задания, превышающие интеллектуальные возможности ребенка.
  • Научите его всегда доводить начатое дело до конца, анализировать результаты своего труда, убирать за собой рабочее место.
  • Находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за терпение, настойчивость, старание и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
  • Большое внимание уделяйте развитию мелкой моторики руки, используя занятия по рисованию, работу с пластилином, ножницами, штриховкой, в развивающих тетрадях. Учите ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клеточку, в пространстве.
  • Расширяйте кругозор и словарный запас через совместное чтение книг, пересказ и обсуждение прочитанного, рассматривание картинок.
  • Развивайте умение общаться со сверстниками, учите осознанию своих эмоций и эмоций других людей через рисование, игры, обсуждение иллюстраций в книгах.
  • Давайте ребенку посильную работу по дому, определите круг обязанностей, этим вы будете способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.
  • Позаботьтесь о том, чтобы до поступления в школу ребенок умел застегивать пуговицы, зашнуровывать шнурки, следить за своими вещами и внешним видом.
  • Старайтесь максимально доступно отвечать на каждый вопрос ребенка, этим вы будете способствовать развитию познавательного интереса. Научите искать ответы на некоторые вопросы самостоятельно.
  • Всегда объясняйте причины, обоснованность ваших требований, предлагайте как можно чаще альтернативный вариант. Научите ребенка делиться своими проблемами, обсуждать конфликтные ситуации, всегда искренне интересуйтесь его мнением.
  • Помните, что ваш малыш абсолютно уникален и индивидуален. Любите его таким, какой он есть, независимо от его неудач или достижений. Право на безусловную любовь ребенок имеет самим фактом своего существования.
  • А самое главное, постарайтесь получать удовольствие от процесса общения с ребенком. Всегда помните, что вы являетесь главным авторитетом для вашего малыша.

 

 

 

Рекомендации для родителей

  1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что вам это действительно интересно.
  2. Отвечайте на каждый вопрос ребенка. Только в этом случае его познавательный интерес никогда не иссякнет.
  3. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребенка. Видеть мир глазами другого – основа взаимопонимания. Это значит считаться с индивидуальностью ребенка и осознавать, что все люди – разные и имеют право быть такими.
  4. Чаще хвалите, восхищайтесь вашим ребенком. На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно ещё несколько раз попробовать». Верьте, что ваш ребенок может всё, нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью, а не откупайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или сладостей.
  5. Не стройте ваши взаимоотношения с ребенком на запретах. Согласитесь, что они не всегда разумны. Всегда объясняйте причины, обоснованность ваших требований, если возможно, предложите альтернативный вариант. Уважение к ребенку сейчас – фундамент уважительного отношения к вам в настоящем и будущем. Никогда не пользуйтесь формулировкой «если …, то …», например: «Если уберешь свои вещи, разрешу смотреть телевизор». Это пагубно влияет на воспитание личности – ребенок начинает принимать позицию «ты – мне, я – тебе».
  6. Обсудите с ребенком правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  7. Составьте с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
  8. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его школьных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
  9. С поступлением в школу в жизни ребенка появляется ещё один авторитетный человек – это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

 

 

Рекомендации «Как стать внимательнее»

Отметьте, какие из следующих проявлений имеют место у вашего ребенка.

  1. Часто наблюдаются беспокойные движения кистей и стоп. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается.
  2. Не может сидеть спокойно на месте, даже когда это необходимо.
  3. Легко отвлекается на посторонние раздражители.
  4. С трудом дожидается своей очереди во время игры или в других ситуациях (занятия в школе, экскурсии).
  5. На вопросы часто отвечает не задумываясь, не дослушав до конца.
  6. При выполнении заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).
  7. С трудом удерживает внимание при выполнении заданий или во время игр.
  8. Часто переходит с одного незавершенного действия к другому.
  9. Не  может играть тихо, спокойно.
  10. Болтлив.
  11. Мешает другим (например, вмешивается в игры других детей).
  12. Не слушает обращенную к нему речь.
  13. Теряет вещи, необходимые в школе и дома (игрушки, карандаши, книги).
  14. Часто совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях (например, выбегает на дорогу, не посмотрев по сторонам).

Наличие восьми из перечисленных симптомов позволяет утверждать, что у ребенка проявляется синдром дефицита внимания.

Если внимание хорошо развивается, то соответственно развиваются его свойства:

  • концентрация (умение сосредоточиться на нужном объекте, способность вникнуть в проблему);
  • устойчивость (умение длительно сосредотачиваться на одном объекте);
  • распределение (внимание к двум и более объектам и одновременное выполнение действий с ними);
  • переключение (переключение внимания с постановкой новой задачи);
  • объем (характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов).

Чтобы сформировать навыки учебной деятельности, надо научить вслушиваться в поток звучащей речи, понимать её, принимать решения, получать результаты, формировать привычку быть внимательным.

Советы родителям по развитию внимания у детей

  • Во время занятий ребенка устраняйте лишние раздражители (радио, телевизор, компьютер и др.).
  • Учите ребенка преодолевать трудности, вызванные невнимательностью.
  • Стимулируйте интерес к деятельности, которой должен заниматься ребенок.
  • Во время занятий делайте перерывы и переключайтесь на другие виды деятельности.
  • Используйте игры и упражнения, развивающие все свойства внимания.
  • Учите ребенка быть наблюдательным – видеть необычное в обычном, незнакомое в знакомом.
  • Заботясь о развитии внимания вашего ребенка, вы сами должны быть внимательнее к нему, его занятиям. Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Его можно и нужно развивать!

Рекомендации «Что необходимо сделать до поступления ребенка в школу?»

Познакомьте ребенка с его учителем еще до официального начала занятий.

Несколько раз посетите класс, в котором будет учиться ваш ребенок, дайте ему посидеть за партой и все как следует рассмотреть, чтобы обстановка не казалась ребенку незнакомой. Прогуляйтесь вместе по школе и школьному двору.

Постарайтесь познакомить ребенка с некоторыми из его будущих одноклассников. Хорошо, если ребенок будет ходить в школу не один, а вместе с детьми, живущими по соседству.

Расскажите ребенку о расписании занятий и времени, отводимому на них, о переменах. Уточните, когда начинаются и кончаются занятия.

Спросите ребенка, что он чувствует, собираясь в школу, поговорите о положительных и негативных впечатлениях. Старайтесь акцентировать внимание ребенка на хорошем: на интересных занятиях и возможности приобрести новых друзей.

Скажите ребенку, что чувствовать волнение в первые несколько дней – абсолютно нормально, что это испытывают все дети без исключения. Успокойте его, обещайте, что при возникновении каких-либо проблем вы обязательно поможете ему.

 

 

Советы по организации рабочего места ребенка

Родители, прежде всего, должны помнить: чтобы помочь ребенку в обучении, необходимо формировать у него самостоятельность. Младшего школьника следует учить планомерности и организованности в работе.

В первые месяцы учебного года родители должны ежедневно находиться с ребенком при выполнении им домашних заданий, чтобы проследить вовремя ли он сел за уроки, правильно ли положил тетрадь, не отвлекается ли, не наклоняется ли слишком низко. Нужно проверять организацию рабочего места (на столе не должно быть лишних предметов, над столом можно повесить расписание занятий, различные памятки).

Если ребенок будет работать за столом, не соответствующим росту, то выполнение домашних заданий быстро утомит его. Поза «согнувшись над столом» затрудняет дыхание, кровообращение, т.е. отрицательно влияет на работу сердца и мозга. Разница между высотой стола и стула должна быть 21-27 см. расстояние от глаз до поверхности стола – 35 см, промежуток между грудью и столом должен быть равен ширине ладони.

После школы ребенок должен отдохнуть не менее 1 часа.

Устраните посторонние раздражители. Если ребенок работает при шуме, утомление наступает быстрее.

Детям не рекомендуется пользоваться тяжелыми ручками, так как увеличение веса ручки даже на 1 г усиливает утомление. Купите ребенку такую ручку, но объясните, что её можно использовать только для игры.

Обязательно проветривайте комнату – при умственной работе кровообращение мозга ускоряется в 8-9 раз и возрастает потребность в насыщении крови кислородом.

 

Общие рекомендации по адаптации первоклассников

Чтобы процесс вхождения детей в новую жизнь прошел плавно и безболезненно, педагогу необходимо:

  • как можно скорее познакомить ребят друг с другом, помочь им увидеть у каждого своего товарища по классу положительные стороны, показать, что каждый ребенок по-своему ценен и интересен: умеет делать что-то особенное, чем-то увлекается, в его жизни были какие-то интересные события и др.;
  • начать сразу же формировать коллектив, создавать доброжелательную атмосферу в классе, организовывать  взаимодействие между детьми;
  • дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться;
  • обеспечить каждому ребенку ситуацию успеха, самореализации;
  • использовать максимально щадящий оценочный режим в сферах неуспеха;
  • оказывать помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли обучающихся;
  • приучать к распорядку дня и соблюдению санитарно-гигиенических норм.

Для улучшения самочувствия детей в период адаптации к школе желательно, чтобы администрация учреждения образования обеспечила:

  1. обязательные дополнительные прогулки на свежем воздухе в группе продленного дня;
  2. работу во второй половине дня спортивных секций и кружков, способствующих смене деятельности детей.

Понять, что первоклассник успешно адаптировался к обучению в школе, вам помогут следующие критерии:

  • адекватность поведения ребенка;
  • вовлеченность в жизнедеятельность коллектива;
  • проявление способности к самоконтролю, к соблюдению порядка, к общению со сверстниками и взрослыми;
  • терпимое, спокойное отношение ко временным неудачам;

способность к поиску конструктивного выхода из сложных ситуаций

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.