Новости проекта
Система перешла на новый 2018/2019 учебный год
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Большая конференция "Родительское собрание"
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 74 человека

Психологическая безопасность в семье

Дата: 4 декабря 2015 в 15:30

Понятие психологическая безопасность чаще всего раскрывается через использование понятий психическое здоровье и угроза.  

Само содержание понятия безопасность означает отсутствие опасностей или возможность надежной зашиты от них. Опасность же рассматривается как наличие и действие различных факторов, которые являются дестабилизируют  жизнедеятельность ребенка, угрожают развитию его личности.

 

Основные источники угроз психологической безопасности личности можно условно разделить на две группы: внешние и внутренние.

К ВНЕШНИМ ИСТОЧНИКАМ угроз психологической безопасности ребенка следует отнести:

1. Манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности.  Это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы как в деятельности, так и в принятии решений.

2. Индивидуально-личностные особенности  людей, ежедневно вступающих во взаимодействие с детьми.

3. Межличностные отношения детей в группе. Бывает так, что детское сообщество отвергает кого-то из сверстников. В результате у отвергаемых детей появляется чувство дезориентации в микросоциуме, каковым является для ребенка дошкольное учреждение. Кроме того, в детском коллективе уже в раннем возрасте могут проявляться грубость и жестокость, на которую также нет должной реакции педагогов.

4. Враждебность окружающей среды, когда  отсутствуют необходимые условия для реализации естественных жизненных  потребностей; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка; или невнимание к ребенку.

5. Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений.  

6. Интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из-за  дисфункционального режима жизнедеятельности детей, однообразия будней.

7. Нерациональность и скудость питания, его однообразие и плохая организация.

8. Неправильная организация общения. Преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых.

9. Недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе.

10. Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе.

11. Неблагоприятные погодные условия.

12. Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда и т. п.

ВНУТРЕННИМИ ИСТОЧНИКАМИ угроз психологической безопасности ребенка могут быть:

1. Сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения. В результате ребенок сознательно отвергается детьми и подсознательно взрослыми.

2. Осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности. Это способствует формированию комплекса неполноценности.  

3. Отсутствие автономности. Прямая зависимость во всем от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно.

4. Индивидуально-личностные особенности ребенка, например сформировавшиеся   боязливость или привычка постоянно быть в центре внимания.

5. Патология физического развития, например нарушение зрения, слуха и т. п.

Общим же источником угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т. е. вводит его в заблуждение, в мир иллюзий. Проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка. И это может привести к психологическому срыву.

Признаки стрессового состояния   при нарушении его психологической безопасности могут проявляться:

— в трудностях засыпания и беспокойном сне;

— в усталости после нагрузки, которая ранее его не утомляла;

— в беспричинной обидчивости,   повышенной агрессивности;

— в рассеянности, невнимательности;

— в беспокойстве и непоседливости;

— в отсутствии уверенности в себе,  

— в проявлении упрямства;

— в наличии вредных привычек:  грызет ногти,   жует что-нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);

— в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой, не находя себе занятия);

— в игре с половыми органами;

— в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;

— в снижении массы тела или, напротив,   симптомах ожирения;

— в повышенной тревожности;

— в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях.

Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, только в том случае, если они не наблюдались ранее.

Следует отметать и то, что не все признаки стрессового состояния могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже в том случае, если проявились хотя бы какие-то из них.

Наличие вышеуказанных симптомов нередко свидетельствует о возникновении психосоматических расстройств, которые могут отрицательно сказаться на самочувствии, поведении ребенка.  Это приводит к стойким нарушениям не только в здоровье, но и в личностном развитии. Бывает, что такие дети впоследствии становятся лживыми, неуверенными в себе, некоммуникабельными, склонными к асоциальному поведению. 

Надежными показателями  психологической безопасности   служат хорошее настроение  ребенка, проявляемое им чувство бодрости, радости, уверенности. Устойчивый оптимистический настрой говорит.   

 

 Для обеспечения психологической безопасности  ребенка в семье необходимы следующие условия:

1. Взаимоуважение всех членов семьи, благоприятный  семейный фон.

2. Обеспечение внимания и   участия  со стороны родителей к внутреннему миру ребенка, его запросам и жизненным потребностям.

3. Комфортная  организация условий безопасной  развивающей среды и режимных моментов: сна, питания, отдыха и т. п.  

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.