Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 82 человека

Рекомендации и памятки

Дата: 8 июня 2016 в 13:57

Организация профилактической деятельности по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях

 

Мы живем в обществе, где необходимо  соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасного поведения должно стать осознанной необходимостью. Для этого необходимо изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы, уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой с детьми и их родителями, выйти за рамки традиционных форм и методов работы как организационных, так и методических, и образовательных.

Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие родители, дошкольные учреждения, в дальнейшем школа и другие образовательные учреждения, а также все окружающие ребенка люди. Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.

Главная задача воспитателей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улице, дороге, в транспорте. Важно как можно раньше научить детей правилам поведения на улице и дороге. Знакомить с азбукой дорожного движения надо еще до школы, тогда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. Именно в этом возрасте дети должны получить первые сведения о правилах дорожного движения.

Организационно-педагогические условия, способствующие эффективной организации педагогического процесса

 

К организационно-педагогическим условиям, способствующим эффективной организации педагогического процесса относятся:

1.                создание и организация системы непрерывной подготовки дошкольников к безопасному поведению на дороге;

2.                специальная подготовка воспитателей по основам безопасности дорожного движения и технологии обучения детей безопасному поведению на дороге и в транспорте;

3.                наличие необходимой учебно-методической базы и материально-технического обеспечения учебного процесса;

4.                организация учебного процесса в общем плане работы УДО;

5.                постоянное взаимодействие с социально-педагогической средой при организации и проведении мероприятий, направленных на подготовку дошкольников к безопасному поведению на дорогах (семьи воспитанников, ГИБДД, детские сады района, города, спортивные секции, кружки и клубы по месту жительства и т.д.);

6.                создание в УДО кабинета безопасности дорожного движения и соответствующее оборудование.

Организация процесса непрерывной подготовки дошкольников к безопасному поведению, на дороге может быть эффективной лишь при соблюдении следующих принципов:

·                     непрерывности, систематичности и последовательности обучения;

·                     наглядности и доступности; единства теории и практики обучения и воспитания;

·                     учета возрастных и индивидуальных особенностей детей;

·                     ведущей роли воспитателя при самостоятельности и активности обучаемых;

·                     сотрудничества детей в процессе обучения.

При этом воспитатель должен знать:

1.                физиологические и психические качества, имеющие первостепенное значение для безопасного передвижения по дороге;

2.                факторы, влияющие на психофизическое состояние ребенка на дороге;

3.                наиболее распространенные ошибки пешеходов-детей, связанные с незнанием собственных возможностей;

4.                понятие «риск» и связанные с ним особенности поведения детей на дороге;

5.                психофизиологические различия в поведении детей и взрослых на дороге;

6.                психофизиологические различия в поведении мальчиков и девочек на дороге;

7.                особенности поведения детей дошкольного возраста во дворах, на дорогах и за городом;

8.                наиболее распространенные ошибки пешеходов, связанные с незнанием психологии водителей;

9.                методы работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;

10.           факторы, влияющие на результативность занятий по ПДД;

11.           методические приемы, используемые на занятиях по ПДД и их специфику;

12.           учебные, наглядные и методические пособия;

13.           ситуационные и другие практико-ориентированные методы обучения;

14.           основные причины нарушения ПДД детьми;

15.           типичные ошибки детей на дороге,

16.           основные места и время дорожно-транспортных происшествий с детьми;

17.           особенности дорожной обстановки в зависимости от времени года и суток.

Организация совместной деятельности по обучению дошкольников безопасному поведению на улице.

Дети – самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды – обязанность родителей и воспитателей. Поэтому обучение безопасному поведению на улице нужно проводить уже в младшем возрасте. При этом педагог должен четко знать все особенности воспитания дорожной грамотности у дошкольников. Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма во многом обусловлен недостатками в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на улице. Инновационный подход к организации дидактических занятий с дошкольниками по дорожной тематике состоит в одновременном решении следующих задач:

1.                развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице;

2.                обучение дошкольников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах;

3.                формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице.

В большинстве дошкольных учреждений программа обучения безопасному поведению на улице является составной частью общей программы воспитания детей. Однако вопросы по тематике дорожной безопасности рекомендуется изучать как отдельные направления в общей программе воспитания. Например, при ознакомлении дошкольников с окружающим миром можно изучать дорожную среду. Воспитание навыков правильного поведения в общественных местах предусматривает и изучение правил безопасных действий дошкольников на улицах, дорогах и в транспорте. Развитие речи включает в себя вопросы изучения слов, выражений, в т. ч. по тематике дорожной безопасности и т. д. В общую программу воспитания дошкольников должны быть включены вопросы, раскрывающие содержание терминов "опасность" и "безопасность".

Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

Воспитательный процесс рекомендуется осуществлять:

·                     через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т. д.;

·                     в процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике.

Особенно важно развитие таких навыков и привычек, как сознательное отношение к своим и чужим поступкам, т. е. понимание ребенком того, что является правильным или неправильным. Также большое значение имеет формирование у дошкольника привычки сдерживать свои порывы и желания (например, бежать, когда это опасно, и т. д.).

Воспитывая дошкольников, педагог применяет такие методы, как внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение. В этом возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя. На улице можно находиться только со взрослым и обязательно держать его за руку. Воспитывать детей следует постоянно: в процессе игр, прогулок, специальных упражнений, развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструировании, выполнении аппликаций и т. д. по дорожной тематике, на занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций.

Особенно важен принцип наглядности, который традиционно применяется в работе с дошкольниками, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

Таким образом, программа воспитания и проведения дидактических занятий имеет целью не столько обучение дошкольников непосредственно правилам дорожного движения (их, кстати, хорошо должен знать сам педагог), сколько формирование и развитие у них навыков и положительных устойчивых привычек безопасного поведения на улице. При этом необходимо учитывать следующую закономерность: чем больше у дошкольника сформировано полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице, тем легче ему будут даваться знания по дорожной тематике в общеобразовательном учреждении. В целом план проведения дидактических занятий с дошкольниками должен предусматривать развитие у них познавательных способностей, необходимых для того, чтобы они умели ориентироваться в дорожной среде.

Основные из них:

·                     умение вовремя замечать опасные места, приближающийся транспорт;

·                     умение различать величину транспорта;

·                     умение определять расстояние до приближающегося транспорта;

·                     знание сигналов светофора, символов на дорожных знаках и их значение;

·                     понимание особенностей движения транспорта; того, что он не может мгновенно остановиться, увидев на своем пути пешехода (ребенка);

·                     понимание потенциальной опасности транспорта; того, что на дорогах могут быть аварии с гибелью и ранениями людей;

·                     умение связно выражать свои мысли.

·                     Все эти вопросы должны отражаться в общей программе воспитания детей.

·                     Нельзя забывать, что в каждой группе детского сада имеются дошкольники, входящие в "группу риска". Это могут быть излишне подвижные дети или, наоборот, слишком заторможенные. С ними воспитатель проводит занятия с учетом их индивидуальных особенностей и в обязательном порядке организует работу с их родителями.

При переходе из одной возрастной группы в другую ребенок должен иметь определенные знания по основам безопасного поведения на улице. Начинать обучение необходимо уже с младшего дошкольного возраста, постепенно наращивая знания дошкольников таким образом, чтобы к школе они уже могли ориентироваться на улице и четко знали правила дорожного движения. При реализации программы воспитания и обучения дошкольников воспитателю рекомендуется определить цели и ориентиры для каждой возрастной группы (от 3 до 7 лет), к которым он должен стремиться, формируя и развивая у них навыки безопасного поведения на улице.

Методика построения системы работы по изучению дошкольниками правил дорожного движения.

Целью организации работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов. Эта система обучения должна решать следующие задачи:

·                     Обучение детей безопасному поведению на автомобильных дорогах.

·                     Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их.

·                     Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно - транспортном процессе.

·                     Обогатить представление детей о здоровье. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улице, дороге, в транспорте.

·                     При построении системы работы по изучению дошкольниками правил дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:

·                     Ребенок – пешеход;

·                     Ребенок – пассажир городского транспорта;

·                     Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, самокат, санки, ролики и др.).

В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

Особое место в системе обучения детей необходимо уделить изучению распространённых причин дорожно-транспортных происшествий с участием детей:

1.                Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом (мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать с поворотом головы и контролировать ситуацию слева и справа во время движения).

2.                Выход на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса или другого препятствия (наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или осматривать проезжую часть, прежде чем выйти из-за кустарника или сугробов).

3.                Игра на проезжей части (наши дети привыкли, что вся свободная территория – место для игр).

4.                Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями).

На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных особенностей детей:

1.                Ребёнок до 8 лет ещё плохо распознаёт источник звуков (он не всегда может определить направление, откуда доносится шум), и слышит только те звуки, которые ему интересны.

2.                Поле зрения ребёнка гораздо уже, чем у взрослого, сектор обзора ребёнка намного меньше. В 5-летнем возрасте ребёнок ориентируется на расстоянии до 5метров. В 6 лет появляется возможность оценить события в 10-метровой зоне. Остальные машины слева и справа остаются за ним не замеченными. Он видит только то, что находится напротив.

3.                Реакция у ребёнка по сравнению со взрослыми значительно замедленная. Времени, чтобы отреагировать на опасность, нужно значительно больше. Ребёнок не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на сигнал автомобиля он реагирует со значительным опозданием. Даже, чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребёнку требуется до 4 секунд, а взрослому на это нужно лишь четверть секунды.

4.                Надёжная ориентация налево - направо приобретается не ранее, чем в семилетнем возрасте.

Чтобы выработать у  дошкольников навыки безопасного поведения на дороге не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов.

 

Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах

 

Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах должно определять содержание занятий по изучению правил дорожного движения с той или иной возрастной категорией детей.

Уголок может быть оформлен так:

1.                Единый стенд (размеры зависят от наличия свободной площади и количества помещаемой информации, но не менее 30*65см).

2.                Набор составных частей, каждая из которых предназначена для размещения отдельной информации.

3.                Книжка-раскладушка.

Для привлечения внимания родителей при оформлении уголка рекомендуется использовать яркие, привлекающие внимание лозунги, например:

·                     «Цена спешки – жизнь вашего ребёнка»

·                     «Внимание – мы ваши дети!»

·                     «Ребёнок имеет право жить!»

·                     «Глупо экономить своё время, за счёт жизни ребёнка»

Таким образом, обучение детей правилам и безопасности дорожного движения — это систематический и целенаправленный процесс, в ходе которого обучаемые получают знания, умения и навыки, необходимые для безопасного движения.

Памятка по предупреждению детского травматизма

Все наиболее типичные, часто встречающиеся травмы у детей можно классифицировать.
По видам:

· падения на ровном месте (поскользнулись, зацепились, ноги заплелись);

· падения с высоты (мебель, балкон, дерево, крыша);

· ранения (ножницы, стекло, игла, гвоздь, нож);

· ожоги (кипяток, огонь, электричество, химические вещества);

· ушибы упавшими сверху предметами (полка, ваза, сосулька);

· обморожения (длительное пребывание на улице в морозную, ветреную погоду);

· укусы (собака, кошка, грызуны, насекомые);

· отравления (ядовитые ягоды и растения, грибы, лекарства, недоброкачественная пища);

· повреждения, вызванные попаданием внутрь организма инородных тел (монеты, пуговицы, мозаика, песок и другие мелкие предметы);

· ушибы от избытка движения (об угол, дверь, столкновения друг с другом);

· занозы (плохо обработанные поверхности деревянных игрушек, предметов; палки, колючие растения).

Травмоопасные ситуации:

· в процессе подвижных игр (салочки, прятки, жмурки, бег наперегонки, спрыгивания и т. д.);

· в результате детских шалостей, шуток (стрельба из трубочек, подножка, отодвигание стула, толкание, драка, бросание друг в друга различных предметов);

· при катании на качелях, каруселях; при катании на велосипеде, самокате; при купании в водоемах; во время игр на проезжей части.

Педагогическому персоналу следует быть предельно внимательным к детям, не оставлять их одних! Во время завтрака, обеда, полдника и ужина предупреждать возможные ожоги горячей пищей. Следить, чтобы дети во время приема пищи правильно пользовались столовыми приборами, другими предметами.
Всегда надо помнить, что в работе с детьми первостепенное значение имеют личность педагога, его пример для окружающих, а также характер общения с другими воспитателями.
Обслуживающему персоналу запрещается:

· привлекать детей к получению пищи с пищеблока, к раздаче жидких и других горячих блюд во время дежурства в группе;

· оставлять в приемных и групповых комнатах, санитарных узлах ведра с горячей водой, дезинфицирующие растворы, химические моющие средства, а также инвентарь, предназначенный для уборки (тряпки, щетки и т. д.).

Медицинский работник должен проводить беседы с родителями, с педагогическим и техническим персоналом о профилактике травматизма, чаще напоминать о необходимости хранить спички, лекарства, режущие и прочие опасные предметы в местах, не доступных детям, систематически проверять содержание аптечек. Строго следить за тем, чтобы дети не приносили домой и в детский сад подобранные на улице или полученные от других детей различные опасные предметы. Особого внимания требуют электрифицированные игрушки и игры.

Требования к организации и проведению занятий с детьми
Чтобы ребенок усвоил правила безопасного поведения и правильного обращения с окружающими его предметами, ему необходимы доступные, элементарные знания о свойствах этих предметов. Очень важно приучить ребенка к осторожности, которая отсутствует у детей дошкольного возраста, сформировать у него определенные установки, которые помогли бы сознательно избежать травмоопасной ситуации.

Воспитание навыков безопасного поведения у детей должно осуществляться в процессе всей активной деятельности: в играх, посильном труде, разнообразных занятиях, процессе ознакомления с доступными пониманию детей событиями и явлениями общественной жизни, с родной природой.

На всех занятиях и особенно на занятиях по ознакомлению с окружающим, в процессе конструирования, работы в уголке природы и на участке дети не только овладевают навыками работы, но и познают правила безопасного обращения с различными предметами, учатся применять свои знания в различных жизненных ситуациях.

Дети должны твердо знать, что играть со спичками, огнем, электрическими приборами, открывать краны газовой плиты строго запрещено.

Не рекомендуется применение спичек и в качестве материала для детских поделок. На занятиях по ручному труду уместно ознакомить детей со свойствами различных материалов и инструментов, которые используются для работы с ними.
В процессе игр важно приучать ребят к соблюдению элементарных правил поведения - уступить, пропустить, предупредить и т. д. Необходимо, чтобы дети овладели умениями и навыками работы с игровым строительным материалом, а в среднем и старшем дошкольном возрасте - с бумагой и природным материалом (уметь правильно пользоваться ножницами и другими инструментами).

В помещении, на участке детского сада, во время работы в уголке природы детей следует обучать навыкам бережного обращения с животными и растениями, правилам ухода за ними. В уголке природы не должно быть ядовитых растений, с колючими и острыми листьями и плодами.

Необходимо знакомить детей с произведениями художественной литературы, отражающими данную тематику.

Формы работы с дошкольниками могут быть самыми разнообразными: занятия в группе с использованием наглядного материала, беседы воспитателя, экскурсии, прогулки по городу, в лес, на речку, в поле и т. д.

Воспитателю надо так построить беседу, чтобы в ходе ее ребенок открывал для себя что-то новое, интересное, а порой и загадочное. Это интригует ребят, а неожиданные смешные моменты ассоциируются с различными ситуациями из их собственного опыта. Обычно все дети активно участвуют в беседе. Примеры из жизни хорошо убеждают их в реальности представленного сюжета, его достоверности и типичности. Дети рассуждают, спорят, доказывают, делают полезные для себя выводы. После обсуждения каждой травмоопасной ситуации воспитатель побуждает детей высказывать свои предложения о том, как можно избежать этой ситуации, в чем ошибки персонажа сюжета. В конце беседы после рассматривания иллюстративного материала дошкольники подводятся к самостоятельному выводу - как вести себя в аналогичной ситуации, какие принять меры предосторожности. По окончании занятия для закрепления информации спрашивают детей, что им больше всего понравилось из выставки картинок или рисунков.

Использование наглядности способствует более прочному усвоению материала и формированию у дошкольников понятия о детском травматизме, об эталонах опасности, помогает облегчить тяжесть детских травм и снизить их число до минимума. Дети учатся управлять своим поведением дома, на улице, во дворе, в детском учреждении, в общении с живыми объектами. Дети, хорошо информированные о наиболее распространенных, типичных травмоопасных ситуациях, стараются не рисковать в подобных случаях, сдерживают свои желания и даже останавливают других детей, когда те в результате шалости могут получить повреждение.

Основным оборудованием для проведения занятий с детьми являются серии картин, изображающих различные опасные ситуации из жизни детей. В зависимости от местных условий, климата, а также времени года можно дополнить тему иллюстрациями и примерами из жизни детей, проживающих в данной местности.
Большую помощь в изготовлении рисунков могут оказать родители, шефствующие организации и школьники.

Темы для рисунков или иллюстраций могут быть самыми различными: "Ушибы упавшими сверху предметами", "Падения с высоты", "Опасные ситуации при катании на велосипеде (самокате)", "Ранения острыми предметами" и другие в соответствии с приведенной выше классификацией и местными условиями

Работа по снижению детского травматизма не будет полноценной и эффективной без активной помощи родителей. В семье ребенок делает первые шаги, в семье приобретаются первые навыки и умения, формируются привычки.
Проводя работу с родителями, необходимо помочь им осознать всю важность и значение их непосредственного участия в охране здоровья своего ребенка, личной и социальной ответственности за него. Важно убедить родителей в том, что они могут обучить детей избегать опасных ситуаций, влекущих за собой получение травмы. Нужно построить работу так, чтобы родители задумались над этой проблемой и поняли, что опасные ситуации встречаются довольно часто и не исключена возможность травмы у собственного ребенка.

Многие родители приводят пострадавших детей к хирургу после того, как сами лечили повреждения (ушибы, ожоги, укусы, ссадины), а некоторые совсем не обращаются за медицинской помощью, обходясь домашними средствами. В таких случаях необходимо информировать родителей о правильном оказании первой помощи при повреждениях, указать, когда необходимы прививки от столбняка, и дать другие рекомендации.

Предлагая родителям рекомендации, чем и как заниматься с ребенком дома, обязательно нужно обратить внимание на то, что у ребенка-дошкольника мышление образное. Ему недостаточно одного объяснения, так как у детей нет необходимого опыта и они не представляют себе в полной мере последствия своих поступков. Детям нужен наглядный материал, показ. Рисовать профессионально не обязательно, достаточно просто изобразить опасную ситуацию и прокомментировать ее, а затем вместе с ребенком сделать правильный вывод.

Тема детского травматизма - деликатная. Чтобы ее раскрыть, необходим особый подход, хороший иллюстративный конкретный материал, отработанная методика преподнесения информации.

Рекомендации для педагогов по проведению прогулок-походов, целевых прогулок и экскурсий

 

   Летние месяцы очень благоприятны для организации экскурсий, прогулок по маршруту (простейший туризм). Цель прогулок – оздоровление ребенка и обогащение новыми впечатлениями (наблюдения за природой, за работой взрослых в различные периоды лета).

  • Прогулки –походы по маршрутам или экскурсии проводятся1-2 раза, старшей группе (от 5 до 7 лет ) до 3-х раз в неделю. Целевые прогулки проводятся с детьми младшего возраста.
  • Весь поход  по времени равен продолжительности прогулки (согласно режиму дня).
  • Длина пути в один конец составляет для детей среднего возраста не более 1,5 км, для старших не более 1,5-2 км в один конец.
  • Продолжительность для детей старшего возраста не должна превышать 30-40 минут в один конец.
  • Через каждые 20-25 минут пути ( с детьми 4-х 5-ти лет 10-15 мин.) следует устраивать остановки для отдыха продолжительностью 4-10 минут (воспитатель проверяет обувь, одежду детей, их общее состояние, вспоминает, что видели по дороге).
  • Для привала подбирается теневое место с хорошим обзором.
  • О времени проведения похода дети и их родители извещаются заранее.
  • По улице, через дорогу дети идут парами, в парке, сквере, на поляне, лугу – группами по 4-5 человек (это не утомляет детей, дает возможность им наблюдать окружающие объекты), в лесу –цепочкой друг за другом (в целях безопасности). С детьми идет 1 взрослый на 10 детей.
  • На конечном пункте на 20-30 минут организуется привал. Во время отдыха проводятся наблюдения: детьми собирают с воспитателями отдельные виды растений, насекомых и т.д., берут их с собой в детский сад для последующих наблюдений. Во время отдыха можно также провести беседу, дидактическую игру, прочитать книгу, разучить стихотворение.
  • Во время прогулки обеспечивается деятельность средней и малой подвижности (отдых после перехода), детям предлагаются физк4ультурные пособия (мячи, скакалки, обручи и др.), организуется посильный труд.

План и маршрут прогулок –походов согласовывается с медицинским работником, заведующей, заместителем заведующего по основной деятельности. Перед выходом делается запись в тетради прихода и ухода группы в поход.

  Обязательное наличие головного убора, аптечки первой медицинской помощи.

Рекомендации

по подготовке и проведению прогулок по маршруту

         Прогулка-поход организуется только после тщательного изучения маршрута, подбора его содержания.

Взрослые должны:

  • хорошо знать ягоды, грибы, растения данной местности для формирования представлений детей и в целях их безопасности;
  • учитывать индивидуальные и физически возможности детей (движение должно быть в определенном ритме, равнении на самого слабого участника похода, ходьба не должна быть однообразной);
  • определить оптимальное сочетание различного рода физических нагрузок с отдыхом, учитывая условия местности;
  • знать и соблюдать правила дорожного движения.

        Педагог вместе с детьми готовит необходимое оборудование, оснащение, например:

 

 Оборудование для прогулки-похода

Содержание аптечки

  • рюкзаки
  • коврики
  • салфетки для рук
  • корзиночки
  • лопатки
  • книги
  • мячи, скакалки
  • бадминтон, городки и т.д.
  • емкость с водой
  • аптечка
  • эмблемы-флажки, обеспечивающие безопасность перехода через проезжую  часть улицы.
  • вата
  • бинты стерильные

и  простые

  • йод
  • зеленка
  • вазелин
  • 1 % р-р марганца
  • сода питьевая
  • настойка валерианы

(детям 5-7 капель)

  • нашатырный спирт

 

 

Заранее необходимо:

  • Продумать одежду детей (она должна быть удобной, соответствовать погоде): кеды или кроссовки, майки, шорты, головные уборы, гольфы.
  • Провести с детьми беседу о правилах поведения во время движения и в процессе общения с объектами природы.
  • Согласовать план и маршрут с медработником, заведующим, заместителем заведующего.
  • Известить родителей о времени проведения похода.
  • Узнать прогноз погоды на день похода.
  • Сформировать содержание аптечки, узнать правила пользования  ею.

 

Планирование прогулок по маршруту

     Перспективный план проведения прогулок по маршруту можно  составить примерно по такой схеме:

  • дата проведения,
  • тема (или объекты наблюдения),
  • цель,
  • краткое описание маршрута с отметкой привалов и содержания деятельности на них),
  • отметка о результатах проведения мероприятия.

         К каждому походу составляется сценарий, в котором указывается: место проведения, время отправления, длительность прогулки.

Деятельность детей на привалах может включать в себя:

  • наблюдения за объектами природы,
  • дидактические,  подвижные игры,
  • чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций,
  • экспериментальную и практическую работу;
  • формирование умений ориентироваться на местности и др.

 

При подготовке к экскурсии следует:

  1. Определить тему экскурсии.
  2. Наметить маршрут (желательно, чтобы он включал знакомство с различными экологическими системами: лес, луг, озеро, река и т.д.).
  3. Определить время проведения экскурсии.
  4. Составить план проведения экскурсии по разделам: цели и задачи экскурсии по этапам; основные вопросы содержания и методы проведения экскурсии; маршрут и объекты наблюдения; вопросы для вводной и обобщающих бесед; задания для самостоятельной работы экскурсантов.

 

Проведение экскурсии.

  1. Помните, что экскурсия – не прогулка.
  2. Определите четко тему экскурсии, изучите маршрут ее проведения, составьте план проведения экскурсии.
  3. Придерживайтесь избранной темы и плана экскурсии, не отвлекаясь на случайные вопросы.
  4. Рассказывайте на экскурсии о том, что можно показать.
  5. Избегайте длинных объяснений.
  6. Не оставляйте экскурсантов только слушателями, привлекайте их к активной работе.
  7. Не  перегружайте содержание новыми терминами и названиями.
  8. Умейте концентрировать внимание экскурсантов на нужном объекте; воздействуйте на их чувства.
  9. Умейте вовремя завершить экскурсию.
  10. По окончании экскурсии закрепите ее содержание, основные идеи – повторением.

 

 

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.