Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 82 человека

Роль трудовой деятельности в формировании нравственных качеств

Дата: 9 декабря 2015 в 12:57

Труд  детей  дошкольного   возраста   является   важнейшим   средством воспитания. Трудовая деятельность – это деятельность, направленная на создание общественно полезных продуктов – материальных и духовных ценностей, необходимых человечеству.  Как  по своим результатам, так и по своей организации труд является общественным видом деятельности. Весь процесс воспитания детей в  детском  саду  может  и  должен быть организован так, чтобы они научились понимать  пользу  и  необходимость труда для себя и для коллектива, уметь согласовывать свои действия с действиями других участников труда, сообща добиваться достижения общей цели.  Относиться к работе  с  любовью,  видеть  в ней радость – необходимое условие для  проявления  творчества  личности,  ее талантов.

Трудовая деятельность развивается в течение дошкольного детства от самых элементарных вплоть до сравнительно сложных видов и форм. В детском коллективе складывается общественное мнение о поступках и поведении сверстников, о качестве выполненной работы, об отношении товарища к взрослым и детских взаимоотношениях. Процесс труда бывает в той или иной степени трудным, связанным с напряжением, усилиями, преодолением внешних и внутренних препятствий. Поэтому особенно высокие требования предъявляет труд к волевым качествам – умению подчинять действия определённой цели, сознательно их регулировать, преодолевать возникающие трудности.

     Воспитывать правильное отношение к труду – это значит не только включать детей в трудовую деятельность, но и учить их уважать труд, понимать его значение в жизни, приходить на помощь другим, не ожидая просьбы. При этом очень важно для воспитания у ребёнка положительного отношения к труду сделать его трудовую активность главным критерием оценки его личности (прежде всего активность в труде, который ребёнок выполняет по личному побуждению, самостоятельно, без контроля взрослого.

 Поэтому задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста следующие:

  • воспитывать предпосылки трудовой деятельности;
  • формировать трудовые навыки;
  •  совершенствовать их, постепенно расширяя содержание трудовой деятельности детей;
  • воспитывать важные личностные качества: привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, проявлять настойчивость, умение включаться в труд по необходимости;
  • учить устанавливать связь между началом выполнения задания и конечным результатом, разъяснять значимость труда, воспитывать бережное отношение к его результатам;
  • формировать начало ответственного отношения к заданию, умение и  желание доводить дело до конца, стремление к качественному его выполнению;
  • формировать культуру труда: воспитывать элементарные навыки планирования и организации своей и общей работы, умение намечать её последовательность, распределять обязанности между участниками, готовить всё необходимое для работы, правильно пользоваться оборудованием, убирать всё на место после окончания трудового процесса;
  • учить согласовывать действия с действиями товарищей, видеть необходимость в помощи, оказывать её по собственной инициативе.

В Энциклопедическом словаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей». Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного  возраста; в  процессе  формируется личность   ребенка,   складываются   коллективные взаимоотношения.

«Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому  и  в  воспитательной  работе  труд должен быть одним из самых основных элементов» (А. С. Макаренко). А. С. Макаренко неоднократно подчеркивал, что дошкольный возраст является чрезвычайно ответственным в становлении нравственных черт характера. Многочисленные педагогические и психологические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности.

«Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой не мысленно человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности. В труде распространяется богатство человеческих отношений. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда человек становится пустым местом. Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалось на трудовом успехе», - считал В. А. Сухомлинский.

      К. Д. Ушинский считал, что необходимым условием правильного развития человека является труд. В обширной статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» он отмечал, что труд является главным фактором создания материальных ценностей и необходим для физического, умственного и нравственного совершенствования человека, для человеческого достоинства, для свободы человека и его счастья.

По словам К. Д. Ушинского, «воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни». Воспитание должно развить в человеке любовь и привычку к труду.
К. Д. Ушинский придавал большое значение физическому труду, считал очень полезным, чтобы человек в своей деятельности сочетал физический и умственный труд, подчеркивал большое воспитательное значение сельскохозяйственного труда (особенно в сельских школах). Говоря о труде, он указывал, что «учение есть труд и должно остаться трудом, но трудом полным мысли». Указания Ушинского на большое воспитательное значение труда, его мысль о том, что «учение есть труд и труд серьезный...», представляют большую ценность для педагогики и наших дней.

Разнообразные  виды  труда   неодинаковы   по   своим   педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном  этапе.  Если, например, самообслуживание большее воспитательное значение имеет  в  младших группах – оно приучает детей к самостоятельности, к  преодолению  трудностей вооружает навыками, то на ступени старшего дошкольного  возраста  этот  труд не требует усилий, для детей становится привычным.  Оценивая  воспитательное значение самообслуживания, прежде  всего,  следует  отметить  его  жизненную необходимость,  направленность   на   удовлетворение   повседневных   личных потребностей ребенка. Ежедневное выполнение  элементарных  трудовых  заданий приучает детей к систематическому труду. Дети  начинают  понимать,  что  все имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными потребностями.  Это помогает воспитывать отрицательное отношение к безделью и лени.

Самообслуживание– это труд ребёнка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание – раздевание, приём пищи, санитарно – гигиенические процедуры), это постоянная забота о  чистоте  тела,  о  порядке костюма,  готовность  сделать  для  этого  все  необходимое  и  сделать  без требований  из  вне,  из  внутренней  потребности,  соблюдать  гигиенические правила. Понятно, что такого отношения детей  к  труду  по  самообслуживанию можно добиться кропотливой систематической работой в детском саду и семье.

          В содержании труда по самообслуживанию у старших дошкольников входит и забота о себе: подготовка рабочего места перед началом изо деятельности; уборка и даже мытьё (дома) чашки, ложки после еды, застилание постели, уборка игрушек, книг. Научившись самообслуживанию, ребёнок приобретает определённую независимость от взрослого, у него формируется чувство уверенности в себе, приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за  собой  игрушки на  место  формулирует  у  них  самостоятельность, желание   и   умение   преодолеть препятствия.

Хозяйственно – бытовой труд– ещё один вид труда, который ребёнок способен освоить в дошкольном возрасте. Этот труд как, не какой другой, дает  возможность  воспитать  у  детей аккуратность,  желание  поддерживать  чистоту  и  порядок.  У  дошкольников, постоянно  участвующих  в   хозяйственно   бытовом   труде,   как   правило, сформировано  бережное  отношение  к  вещам,   стремление   по   собственной инициативе включаться в дежурство, навести порядок,  помощь  товарищу.  Дети активно  включаются  в   различные   виды   хозяйственно   бытового   труда, самостоятельно распределяют обязанности, умеют  наметить  последовательность работы, критически оценивать результаты труда своего и товарищей.

Содержанием этого вида труда для детей  старшего дошкольного возраста являются труд по уборке помещения (протирать пыль, мыть игрушки, расставлять лёгкую мебель); участка (сгребать снег, убирать листья); труд по ремонту книг, игрушек, одежды). Если труд по самообслуживанию исходно предназначен для жизнеобеспечения, для заботы о самом себе, то хозяйственно – бытовой труд имеет общественную направленность. Ребёнок учится создавать  и содержать  в соответствующем виде окружающую его среду. Навыки хозяйственно – бытового труда ребёнок может использовать и в самообслуживании, и в труде на общую пользу.

     Постепенно дети приобретают самостоятельность и в этом виде труда. Важно формировать у дошкольников представление  о значении хозяйственно – бытового труда для всех и для каждого. Именно этот труд даёт возможность показать ребёнку, что он сам может сделать красивым и приятным то окружение, в котором живёт. Если каждый из нас будет заботиться о том, чтобы вокруг было красиво, то не сможет бросить бумажку на пол и уж, конечно, не станет рисовать на стене. Только тот, кто не любит свой дом, может так поступать. Таким образом  воспитывается умение замечать непорядок и без напоминаний взрослого устранять его.

     В особый вид труда выделяется труд в природе.

Труд детей в природе создает  благоприятные  условия  для  физического развития, совершенствует  движения,  стимулирует  действия  разных  органов, укрепляет нервную  систему,  большое  значение  имеет  труд  в  природе  для умственного и сенсорного развития детей.  В  этом  труде,  как  не  в  каком другом сочетается умственные и волевые усилия.

Труд в  природе  связан  с  расширением  кругозора  детей,  получением доступных  знаний,  например,  о  почве,  посадочном   материале,   трудовых процессов,   орудиях   труда.   Труд   в   природе   способствует   развитию наблюдательности,  любознательности  детей,  воспитывает  у  них  интерес  к сельскохозяйственному труду, и уважение  к  людям,  которые  им  занимаются.

Труд в природе помогает воспитать любовь к ней.  Через  содержания  труда  в природе,   например,   выращивание   красивых   цветов,   направленного   на удовлетворение эстетических потребностей людей, через организацию  трудового процесса в соответствии с требованиями культуры  и  эстетики,  использование результатов труда для удовлетворения практических потребностей  и  радостных эстетических эмоций, осуществляется эстетическое воспитание детей.

Труд в природе имеет свои особенности.

      Результатом этого труда может быть материальный продукт (выращенные ребёнком овощи, посаженное им деревце и др.). Это сближает детский труд с производительным трудом взрослых.

      Труд в природе чаще всего имеет отсроченный результат: посеяли семена и лишь через некоторое время смогли наблюдать результат в виде всходов, а затем и плодов. Эта особенность помогает воспитывать выдержку, терпение.

Ухаживая за животными, выращивая растения, ребёнок всегда имеет дело с живыми объектами. Поэтому нужна особая осторожность, бережное отношение, ответственность. Отсутствие этих факторов может привести к гибели живого.

    Труд в природе даёт детям возможность одновременно развивать познавательные интересы. Дети наблюдают за ростом и развитием живых объектов, узнают об особенностях некоторых растений и животных, экспериментируют, познавая неживую природу.

      Этот вид труда даёт детям возможность доставлять радость другим людям (угощать выращенными плодами, дарить цветы и др.).

       Таким образом, труд в природе способствует не только трудовому воспитанию, но и нравственному, эстетическому, умственному, физическому развитию.

Ручной труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека; развивает  конструктивные  способности  детей,  полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к  работе,  готовность справится  с  ней,  умение  оценить  свои  возможности,  стремление выполнить  работу   как   можно   лучше   (прочнее,   устойчивее,   изящнее, аккуратнее).

     В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона и пр. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца. Результатами своего труда дети радуют других людей, создавая для них подарки.

  Обычно взрослому человеку довольно легко удаётся вызвать у ребят старшего дошкольного возраста желание трудиться. Это объясняется стремлением детей к активному практическому действию, к подражанию взрослым, искренним доверием к ним, их повышенной эмоциональностью.

       Вместе с тем у детей этого возраста наблюдается несоответствие между желанием трудиться  и способностью принять участие в труде. Так, желание трудиться развивается быстрее, чем овладение трудовыми навыками. Недостаточное по сравнению со взрослым физическое развитие, неустойчивое внимание, неразвитость силы воли, самоконтроля  - всё это приводит к тому, что дети при большом желании трудиться оказываются неспособными трудиться и выключаются из процесса труда раньше времени.    В результате труд их часто оканчивается неудачей и, следовательно, не приносит им радости, удовлетворения.

      Поэтому при организации труда детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать такие факторы, как посильность труда, переключение на другие виды работы, смена рабочей позы (это снимает физическое утомление и способствует концентрации внимания), правильное чередование труда и отдыха детей.

        Содержание труда реализуется в разных формах организации. В науке разработаны и в практику внедрены разные формы организации труда  детей дошкольного возраста, которые я тоже использую в своей работе: поручения, дежурства, общий, совместный, коллективный труд.

      Поручения– это обращённая к ребёнку просьба взрослого выполнить какое – либо трудовое действие. Трудовые поручения по форме организации могут быть индивидуальными, подгрупповыми, общими; по продолжительности – кратковременными или длительными, постоянными или одноразовыми; по содержанию – соответствовать видам труда.

       Посредством поручений можно решать задачи не только трудового воспитания, но и нравственного, физического, умственного и эстетического.

       В старшей группе детского сада наряду с поручениями, предполагающими одно действие, есть такие, которые включают несколько взаимосвязанных действий (например, подобрать материал для ручного труда, разложить его на столы; помыть кисточки, поставить на место краски и чашечки и др.). Очень важно, что поручения дают возможность воспитывать у ребёнка чувство ответственности. Другой пример: труд в природе предполагает заботу о живых существах. Недобросовестный уход может навредить растению или животному. Поэтому, давая поручение, нужно объяснить («Поливай осторожно, не лей воду на корень, он может сгнить», «Не забудь покормить рыбок, они не могут терпеть голод». А также можно давать детям поручения с явно выраженной нравственной направленностью («Пойди в младшую группу, пригласи малышей к нам на праздник» или «Помоги Свете – она упала и испачкалась»).

      В старшей группе детского сада важно давать детям общие поручения  (для 6-ти человек).  Например, можно предложить перенести игрушки из помещения группы на территорию участка или наоборот. Дети должны согласовать свои действия, знать последовательность выполнения работы, самостоятельно оценить качество выполнения. Не всегда дошкольники могут справиться с таким сложным заданием, в таких случаях на помощь приходит воспитатель. Здесь важны и показ, и предложение, и совместное обсуждение процесса выполнения поручения и, конечно, результатов труда. Обращается внимание  на добросовестность, аккуратность выполнения, доведение дела до конца.

      В старшем возрасте уже довольно чётко проявляется дифференцированный интерес детей к тому или иному виду труда. Одни поручения ребёнок выполняет с удовольствием, другие  - не принимает или выполняет небрежно. С одной стороны важно учитывать индивидуальные интересы, осуществлять личностно – ориентированный подход к воспитанию. Но вместе с тем в дошкольном возрасте следует приучать детей выполнять любое нужное дело с удовольствием, добросовестно.

    Часто бывает, что одно и то же дело поручается одним и тем же детям, потому что воспитатель знает, что они хорошо справятся с порученным. Конечно, хорошо, когда на ребёнка можно положиться в каком-то деле. Это формирует у него уверенность в себе, чувство собственного достоинства, способность к самооценке. Но ведь в жизни ему придётся выполнять и такие дела, которые не очень нравятся, но необходимы. Поэтому следует воспитывать чувство долга, понимание необходимости своего участия в труде и умение охотно браться за каждое дело. Поддерживая, подбадривая ребёнка, нужно учить его трудиться с желанием.

Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяются общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе.

        Представления детей о значении их труда неодинаковы. Так, некоторые ребята понимают, что дежурят для того, чтобы в группе был порядок. У них мотивация общей пользы проявляется в ответственном отношении к работе, инициативе, взаимопомощи. Большинство детей считает, что их труд нужен, чтобы помочь воспитателю и няне. А некоторые воспринимают только конкретное содержание работы дежурных: расставить посуду, убрать игрушки и т. д. Такое отношение к работе снижает уровень мотивации, отражается на её результатах и поведении детей.

     Следовательно, необходимо разъяснить общественный смысл работы, её пользу для себя и для других. Педагог формирует у детей представление о важности выполняемого ими дела для коллектива, воспитывает желание вовремя справиться со своей работой, проявляя заботливость об окружающих. Он обращается к дежурным как к своим помощникам, благодарит за своевременное выполнение обязанностей, учит всех детей относиться с уважением к их труду. Растут требования и к качеству работы дежурных, своевременному её выполнению, уровню самоорганизации. Дети должны проявлять достаточную деловитость, сноровку, сознательно выполнять предъявляемые требования.

      В дошкольной практике стали традиционными дежурства по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям. Здесь обращается внимание на темп и качество выполнения работы. Особенно ценно проявления творчества, стремление ребёнка доставить своим трудом радость другим детям.

     Дежурство по подготовке к занятиям требует сосредоточенности: следует помнить, что должно быть на столах при изо деятельности карандашами, красками, лепке, аппликации, конструировании.

     Дежурство в уголке природы должно быть организовано так, чтобы в течение всего дня дети чувствовали ответственность за живые объекты. Так у дошкольников будут формироваться потребность заботиться о природе, чувство ответственности за её сохранность.

 

   Общий, совместный, коллективный труд. Данная форма организации труда детей прежде всего способствует решению задач нравственного воспитания. Что объединяет понятия «общий», «совместный», «коллективный» и чем они отличаются друг от друга?

Общий труд предполагает такую организацию детей, при которой при общей цели каждый ребёнок выполняет какую-то часть работы самостоятельно. При подобной форме организации работы каждый ребёнок имеет свой участок и отвечает только за себя.

Совместный труд предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других. Цель, как и в общем труде, - единая. При такой форме организации повышается чувство ответственности за общее дело. Между детьми устанавливаются деловые взаимоотношения.

Коллективной ,можно назвать такую форму организации труда, при которой дети наряду с трудовыми решают и нравственные задачи: договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей, коллективной, что она способствует работы. Коллективная форма потому и называется, что она способствует целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений. Коллективный труд воспитывает чувство локтя, защищённость, взаимопонимание, создаёт положительный эмоциональный настрой.

В процессе коллективной работы дети убеждаются, что её успех зависит от труда каждого. Стимулирует работу ребёнка пример других детей, подражание лучшим образцам. Анализ проведённой работы с привлечением мнения детей усиливает их ответственность, помогает им скорректировать свои действия, стимулирует желание работать, учит объективно оценивать результаты.

     В труде между детьми складываются как деловые, так и личностные отношения. Регулирование взаимоотношений осуществляется на основе уже усвоенных нравственных норм и правил. В совместной деятельности, разделённой на отдельные операции, дети оценивают действия каждого. Особое внимание дошкольников привлекает факт задержки выполняемой работы, случаи некачественного выполнения задания. Это требует корректировки действий отстающего, оказания ему помощи. Дети в раздражении могут обозвать товарища, предложить исключить его из общего дела и т. д. Следует помочь детям найти пути преодоления возникших трудностей, напомнить правила поведения в коллективе.

В труде формируются  такие  качества  личности,  как  ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициатива.

Выполнение   определенных    посильных    трудовых    обязанностей способствует    воспитанию    у     ребенка     чувства     ответственности, доброжелательности, отзывчивости.  Для  формирования  всех  этих  качеств  в семье имеются самые благоприятные условия. Здесь все дела  и  заботы  общие. Совместный с родителями или другими членами  семьи  труд  побуждает  ребенка помогать друг другу, делать что-то  для  всех.  Таким  образом,  у  него закладываются  основы  нравственных  качеств,  необходимых   для   жизни   в обществе.

В семье дети постоянно видят, что  родители  делают:  готовят  еду,  убирают квартиру, стирают белье, шьют, участие в домашнем труде имеет важное значение. В домашнем труде воспитываются аккуратность, ответственность, трудолюбие и другие полезные качества. Основные виды труда, которые воспитывают и развивают ребёнка как личность, - это оборудование и уборка дома, ведение домашнего хозяйства, участие вместе с родителями в решении финансовых вопросов, в приготовлении пищи, в изготовлении предметов домашнего обихода, а также уход за животными и растениями. Уход за собственным домом развивает у ребёнка чувство хозяина, формирует у него организованность, совершенствует его практическое мышление, а также развивает аккуратность и чистоплотность.  Наблюдение за тем как выполняют взрослые  эти повседневные дела,  постепенно  помогает  ребенку  понять  их  значимость  и отношение родителей к  труду:  мама  пришла  с  работы  усталая,  но  должна готовить ужин для всех, папа идет в магазин за продуктами.  Следует  помнить, что детские наблюдения могут носить созерцательный  характер.  Чтобы  пример членов семьи стал  для  ребенка  руководством  к  действию,  взрослые  могут сопровождать свою работу пояснениями. Это обычно привлекает к себе  внимание детей,  они  задают  вопросы,  пытаются  помочь  родителям.  Так  постепенно ребенка привлекают к совместному со взрослыми труду.

Итак, можно сделать вывод, что трудовое воспитание в дошкольном возрасте тесно связано с нравственным воспитанием: в труде и с помощью труда воспитываются личностные качества и положительные взаимоотношения между детьми. Воспитатели ставят перед собой задачи: сформировать, во-первых, такие нравственно-волевые качества, как усидчивость, настойчивость, ответственность, добросовестность, творческое отношение к делу и т.д., и, во-вторых, взаимопомощь, поддержку, умение договариваться, желание научить другого и научиться самому, сопереживание и др. Для решения этих задач применяются разнообразные методы: совместная деятельность детей, детей и взрослых, беседы, проблемные ситуации и логические задачи, общение в процессе труда и др.
Труд дает реальный результат. Под результатом труда дошкольников следует понимать не только материальное воплощение, но и моральное содержание: ребенок видит, что его действия кому-то приятны, вызывают благодарность, доброжелательное отношение. Такое эмоциональное подкрепление результата труда составляет его главную педагогическую ценность.
Для того чтобы труд стал средством нравственного воспитания, уже в дошкольном возрасте следует, наряду с привитием трудовых навыков, направлять усилия ребенка на общественно полезную работу, в которой рождается удовлетворение своей деятельностью для других, понимание своей связи со всеми. В труде формируются дружеские взаимоотношения: доброжелательность, умение уступить, оказать услугу, предложить помощь. Зарождаются деловые взаимоотношения, для которых характерно умение распределять и планировать общую работу, стремление самому доводить дело до конца и ждать того же от других, оказывать друг другу помощь и относиться с чувством ответственности к порученному делу. Воспитывая положительное  эмоциональное отношение к труду, мы тем самым воспитываем трудолюбие – важное моральное качество личности.
В труде дошкольники успешно усваивают и закрепляют нравственные нормы поведения. Большое значение для детей имеет трудовая деятельность вместе со взрослыми: малыши легче усваивают характер взаимоотношений и удовлетворяют свою потребность в общении. Полезна для нравственного воспитания совместная деятельность старших и младших по возрасту детей. Общаясь со старшими, маленькие дети учатся принимать помощь, их привлекает близость интересов. У старших детей успешнее формируются ответственность и добросовестность в выполнении трудовых заданий, совершенствуются навыки коллективных взаимоотношений.

 

       Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств: собственной трудовой деятельности детей, ознакомления с трудом взрослых, художественных средств.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.