Новости проекта
Система перешла на новый 2018/2019 учебный год
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Большая конференция "Родительское собрание"
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 74 человека

Трудовая деятельность дошкольников

Дата: 9 декабря 2015 в 13:09, Обновлено 9 декабря 2015 в 13:10

Как научить  малыша трудиться?

Узелок 1. Приучая ребенка к труду, увеличивайте количество возлагаемых на него обязанностей постепенно.

Даже совсем «юный» малыш с интересом наблюдает за домашним трудом и подражает маме с папой в работе. Обязательно хвалите его за проявление инициативы. Мама танцует с веником (у взрослых это называется — подметает) — и малыш повторяет за ней. И пусть он еще не совсем аккуратно подметет пол, он сам изъявил желание это сделать, и это очень важно. "Не спеши с порицанием, если опаздываешь с похвалой", — заметил известный мыслитель Антоний Регульский. С этим нельзя не согласиться. Старайтесь избегать фраз: "Без тебя я справилась бы в два раза быстрее!" или "Что это за уборка такая? Это еще хуже, чем было!". Такие слова очень обидят малыша. Даже если вам придется самим многое переделать, ласково поблагодарите ребенка за его желание помочь и осторожно укажите, как можно сделать это лучше.

Мама и папа — во всём пример для малыша. Обязательно поддерживайте интерес к труду у ребенка своим примером. Во время работы что-нибудь напевайте, время от времени улыбайтесь малышу, если он находит в себе силы все это время помогать вам. Обнимите его, ласково погладьте по головке и ободрите, сказав, что:

  • малыш уже совсем большой, раз умеет уже так хорошо помогать по дому;
  • вы обязательно обрадуете сегодня папу или бабушку, сказав, какой чудесный у вас помощник;
  • совсем скоро вы уже закончите работу и вместе пойдете гулять (или заниматься другим интересным делом).

Каким бы сильным ни было желание ребенка помогать вам, помните, что малыш даже школьного возраста не в состоянии (в силу своих возрастных особенностей) очень долго выполнять работу. Четко продумывайте объем работы, с которым он может качественно справиться. Тогда, выполнив его, ребенок испытает чувство радости от того, что у него все получилось, и в следующий раз вновь с большим желанием будет помогать вам. Не позволяйте домашним подтрунивать над малышом, подчеркивая, что у него "силенок маловато", или называть его лентяем. Будьте корректны, верьте в силы своего маленького помощника и уважайте его!

Учитывайте также характер и темперамент вашего ребенка. Ребенок-холерик,  эмоциональный и быстрый, может "схватиться" за выполнение сразу многих дел, но так и не сумеет довести их до конца. Допустить такую неудачу родители не должны. Поэтому, учитывая силы и характер ребенка, спокойно скажите малышу, какую работу необходимо выполнить сейчас, а какую— потом. При этом не говорите, что он может не справиться, не вспоминайте его прошлые неудачи.

Дети-флегматики скорее всего будут работать медленно. Чтобы несколько ускорить темп выполнения работы, заранее составьте план действий. Можно завести специальный блокнот, в который вместе с малышом можно записывать или рисовать те дела, которые ему удалось выполнить. А можно иногда «позвать на помощь» песочные часы (например, на 1, 5 или 10 минут) и поучить малыша «дружить со временем».

При грамотном отношении родителей к  воспитанию трудолюбия ребенок будет охотно помогать вам. Постарайтесь руководить действиями вашего помощника, учитывая его возраст и сложность выполняемой работы:

1-й уровень: помогать ребенку в выполнении работы или делать ее вместе с ним (Например, показывать, объяснять малышу, как правильно застелить кровать);

2-й уровень: напоминать и контролировать выполнение (Родители доброжелательно напоминают о том, что кровать необходимо заправлять каждое утро);

3-й уровень: ребенок выполняет работу без посторонней помощи или напоминания.

 

Узелок 2. Не стесняйтесь советоваться с ребёнком и даже меняться ролями.

Часто родители применяют в воспитании такие схемы: "хороший поступок (ребенок потрудился) — получи награду", "плохой поступок (малыш отказался или стал капризничать) — последует наказание". При этом они рассуждают так: "Чем привлекательнее для ребенка награда, тем сильнее разовьется у него потребность в труде". Но, к сожалению, происходит по-другому: труд перестает быть для ребенка привлекательным сам по себе и рассматривается им как что-то скучное, трудное и неинтересное. Малыш чувствует свою полную зависимость от взрослого, как машина, которая на второстепенной дороге всегда уступает транспорту, движущемуся по главной дороге.

Чтобы избежать этого, разрешите ребенку самому найти способ решения какой-то задачи и выбрать схему действий, которые приведут к наилучшим, с его точки зрения, результатам. Позвольте ребенку проявить себя в труде, показать смекалку, ловкость, терпение, волю, настойчивость.

Например, накануне уборки, в которой будет участвовать вся семья, повесьте импровизированный почтовый ящик и объявите, что начинает свою работу "Трудовая почта". Предложите ребенку самому распределить трудовые поручения для всех членов семьи. Если сомневаетесь, что он с этим справится, в первый раз сделайте это вместе. Выпишите все дела по дому, которые планируете выполнить. Обсудите с ребенком, кому какое поручение доверить. Запишите на отдельных листках поручения для папы, мамы, ребенка, других членов семьи, вложите в конверты и опустите в домашний почтовый ящик (можно просто вручить лично каждому). Превратите это занятие в веселую игру. Пусть каждый распишется в получении трудового письма. А по окончании уборки обсудите на семейном совете, кто и как справился с поручением. Предоставьте слово каждому и выслушайте всех членов семьи.   Напомним, что семейный совет — это обсуждение всеми членами семьи повседневных возникающих трудностей, причём высказать своё мнение могут все члены семьи. Дайте слово даже самым маленьким детям, которые тоже хотят, чтобы с ними считались. Совместно примите решение, и это принятое решение действует до следующего совета.

Заранее взрослые могут вложить в почтовый ящик, а затем прочитать вслух короткие, но очень трогательные письма от домашних предметов. Книжная полка, например, благодарит за то, что ее избавили от пыли, а то книги совсем задыхались. Ковер в прихожей очень доволен, что он снова как будто из магазина, и просит почаще мыть обувь и не забывать его пылесосить. Игрушки счастливы! Кукла Аня нашла потерянный башмачок. Трое солдатиков из набора наконец встретили своих братьев. А на письменном столе у будущего школьника образцовый порядок.

Таким образом уборка, которая обычно тянется для ребенка долго и нудно, завершится интересно и будет иметь воспитательный смысл: убирая в доме, я дарю радость и моим родителям, и предметам быта, и игрушкам — всем, кому я нужен.

Накануне какого-нибудь праздника можно организовать работу "Трудовой фабрики" и изготовить всей семьей подарки и сувениры для родственников и друзей. Ребенок будет очень рад, что рядом его родители и они все вместе дарят радость друг другу и окружающим.

 

Узелок 3. Уважайте детский труд!

Часто в разговоре взрослых можно услышать, что рисование, аппликация и другие работы ребенка — это его "детские каракули". Взглянув на работу, мама или папа часто просто кивают головой, пожимают плечами и с улыбкой произносят: "Хорошо, красиво", — и дальше занимаются своими делами. Уважаемые родители! В любом возрасте  ребенок должен видеть, что родители очень интересуются его работой. При этом  деятельностью ребенка можно умело руководить, прививая ему культуру труда.

Приобретенные умения пригодятся ребенку в учебе и в последующие годы жизни. Как их формировать? Постепенно, по мере взросления, учите ребенка ответственно относиться к своему труду. "Прежде чем начать рисовать, подготовь свое рабочее место", — объясняете вы ему и на первых порах делаете это вместе с малышом. Обязательно расскажите об осанке и правильной посадке.

А теперь о самом рисунке. Предположим, ваш маленький художник принес вам показать свое творение, например «Машины в городе». Вы откладываете все дела, садитесь рядом с малышом и внимательно рассматриваете рисунок. Сначала обязательно поддержите ребенка. Даже если рисунок вышел совсем небрежным, найдите за что похвалить начинающего художника. Скажите, что он выбрал интересный сюжет, или порадуйтесь, что малыш знает столько видов транспорта. Но затем осторожно, доброжелательно и ненавязчиво укажите, что в следующий раз, когда он будет рисовать, можно улучшить. Например, вы говорите, что карандаши очень любят старательных ребят и их усердные ручки, просите его аккуратнее раскрашивать и... тут же предлагаете: "А можно и я нарисую для тебя рисунок?" Вы быстро наводите порядок на рабочем месте, садитесь и очень аккуратно рисуете, например, обычный воздушный шарик, берете цветные карандаши и торжественно-аккуратно раскрашиваете его как образец. При этом всем своим видом показываете ребенку, что вам очень приятно выполнить работу красиво, аккуратно, старательно. Можно предложить малышу раскрасить на вашем рисунке еще несколько шариков. И снова вы, сидя рядом с ним, являете собой образец старания и усердия. Пусть не все получится, похвалите ребенка даже за незначительные успехи. Главное, чтобы он видел и понял, что самый дорогой для него человек умеет хорошо выполнить работу и ждет от своего ребенка старания.

По окончании работы учите малыша убирать на столе. Бывают ситуации, когда ребенок капризничает и не хочет этого делать. Если никакие уговоры не помогают, однажды попробуйте провести эксперимент, позволив оставить все как есть. Через некоторое время беспорядок причинит ребенку неудобство. К примеру, время обедать, а на кухонном столе — автоколонна из нескольких машин или на ковре разбросаны игрушки, а места на постройку домика не остается. Еще раз обратитесь к малышу и предложите ему самому придумать выход из этой проблемной ситуации. Не позволяйте ситуации накалиться.

Вот, например, мнение авторов книги  «Счастье вашего ребёнка» Р. Дрейкурс и В. Золц: «Дети не проявляют никакого уважения к порядку, если их ограждают от последствий беспорядка.» Далее они описывают такой пример: чтобы показать  четырёхлетней девочке необходимость порядка в доме, мама и папа придумали такую игру: в течение дня оставлять, где попало, все вещи, к которым прикасались: пижама на полу, везде игрушки, посуда и одежда. Мама приготовила обед, но когда девочка захотела кушать, оказалось, что тарелки ставить некуда: пришлось для начала убрать на кухонном столе. Когда пришла пора ложиться спать, девочка очень огорчилась, что на кровати много одежды, игрушек, а пижамы не найти. Она сама предложила маме убрать вещи на свои места. Вместе они навели  порядок. Игра удалась по трём причинам:

Мама сохраняла дружеский тон и поддерживала в доме благоприятную атмосферу.

Родители удержались от поучений и совершенно не упоминали о беспорядке даже намёками, говорили на другие темы.

Родителям удалось постичь смысл обучения на практике: дать ребёнку возможность самому почувствовать ситуацию.

В некоторых семьях родители тоже пытаются провести подобный эксперимент, но им не хватает спокойствия, и всё сводится к поучениям и нотациям. Вообще к таким играм не нужно обращаться слишком часто: ребёнок, побывавший однажды в похожей обстановке, может принять повторную ситуацию за весёлую игру, специально устраивать беспорядок — и метод не будет действовать.

Иногда полезно поменяться с ребенком ролями: мама "превращается" в маленькую девочку, а сын — в вашего "папу". Изобразите из себя капризную девочку, но старайтесь не переиграть, а то воспитательный эффект будет потерян. И уговорите-таки "папу", вновь поменявшись ролями, за собой убрать, пусть даже с вашей помощью.

А ещё можно взять большую картонную коробку и складывать в неё всё, что не убрал за собой ребёнок: одежду, игрушки, карандаши и т.п. Поиск и «вылавливание» вещей из коробки очень утомителен для малыша. Не лучше ли складывать вещи на свои места?

Конечно, мгновенного результата достигнуть невозможно. Воображение подскажет родителям, как, обращаясь с детьми по-дружески, дать им понять, почему нужно поддерживать порядок в доме.

 

Узелок 4.  Прежде, чем что-то требовать, научите ребёнка выполнению трудового поручения.

Порой ребенок готов поработать, но не знает, с чего начать. Он без цели бродит из комнаты в комнату, сопровождаемый раздраженными окриками родителей. Помогите ему. Малыша надо обучить выполнению трудового задания.

1. Определите вместе с ним, что должно быть сделано.

2. Подумайте, с чего начать.

3.Договоритесь, каким должен быть результат. (Помните, что совершенствованию нет предела. Не загоняйте ребенка в надуманные жесткие рамки.)

4. Вместе посовещайтесь, почему малышу необходимо этому научиться.

5. Совместно с ребенком обсудите, почему эту работу вообще нужно выполнять. Можно придумать игру: "Что было бы, если бы люди такую работу не выполняли". Убедите малыша в том, что, выполнив это задание, он всем очень поможет.

6. Пожелайте ему успехов, а потом обязательно поблагодарите за исполнение.

Если ребёнку с ранних лет позволяют помогать взрослым, то он делает это с удовольствием и очень гордится оказанным ему доверием. «В год — тебе ещё рано, а в 6 требуется уже всё уметь» — такая парадоксальная мысль проносится в голове, когда наблюдаешь за 5-6 летним малышом, от которого внезапно стали требовать то,  чему, в сущности, родители его ещё и не учили. Ошибка в том, что очень сложно  определить, в каком возрасте детям пора помогать взрослым родители порой упускают многие возможности дать детям учиться самостоятельности.

Ребёнок, уверенный в своих силах, проявляет интерес к деятельности. Но для обучения тому или трудовому навыку надо верно находить время.

Утром, когда все спешат, не имеет смысла учить шнуровать ботинки или застёгивать пуговицы. Мама нетерпелива, а у малыша, который старается изо всех сил, ничего не получается. Мама сердится, порой даже называет ребёнка неумекой, и это приводит к обиде и сопротивлению у ребёнка в следующий раз «подружиться с пуговицами». Более того, иногда ребёнок вообще отказывается надевать одежду, на которой есть пуговицы. Вам, наверное, знакома ситуация, когда мама с недоумением сообщает воспитателю, что её мальчик «с рождения терпеть не может застёгивать пуговицы и завязывать шнурки». Конечно, можно сменить всю одежду и обувь, «изгнав из гардероба ребёнка пуговицы и шнурки». Но рано или поздно с ними всё же придётся подружиться.  Не поленитесь, уважаемые родители, найти время  спокойно научить ребёнка навыкам самообслуживания. Будьте ему примером, позволяйте застёгивать пуговицы на вашей одежде, мягко сглаживайте неудачи, но всё-таки, добейтесь положительного результата и вместе порадуйтесь победе.

Культуре поведения за столом можно научить чаепитием с куклами. В это же время родители могут рассказать ребёнку, как правильно и красиво представить гостей, как здороваться и прощаться с гостями. Играя в поездки — научить, как себя вести в транспорте.

Любому навыку следует обучать регулярно, повторяя учебную ситуацию до тех пор, пока, пока ребёнок её не овладеет. Каждому навыку нужно учить в отдельности. Человек делает с лёгкостью то, что он делал много раз. Терпение, вера в способности ребёнка, подбадривание, приятная атмосфера и признание успехов делают обучение радостным как для родителей, так и для ребёнка. В процессе обучения полезно давать детям представления о неприятных обстоятельствах, с которыми они могут столкнуться и учить, как при этом себя вести: что делать, если оторвалась пуговица, разбилась чашка, порвалась варежка и т.д). И пусть малыш самостоятельно ещё не сможет пришить пуговицу, но он не растеряется в подобной ситуации.

Желая избежать беспорядка, родители лишат ребёнка уверенности в своих силах. Не поддавайтесь порыву сразу же помочь. Постарайтесь не делать за ребёнка то, что он может сделать сам. Родителям надо научиться чувствовать разницу между ожиданием от ребёнка слишком многого,— что является формой навязывания своих требований и доверием к его способностям,— что является проявлением уважения к нему. Часто родители преувеличивают беспомощность детей. Самостоятельность — творчество, когда ребёнок делает что-то сам, он творец, а когда человек творит, он счастлив.

 

Узелок 5. Чтобы у детей не появилось негативного отношения к некоторым домашним обязанностям, не высказывайте при ребенке свою нелюбовь к этим делам.

Представьте на секунду, что ребенок часто слышит от мамы, как она ненавидит мыть посуду. Это как-нибудь отразится на его отношении к мытью той же посуды? Конечно,  установка мамы будет им усвоена, ведь авторитет родителей в дошкольном и младшем школьном возрасте очень велик. Лучше, если мама, позвав на помощь сына или дочь, будет мыть посуду и цитировать отрывки из известных детских сказок или стихов (например, "Федорино горе" К. И. Чуковского), а дети, вытирая тарелки, будут не просто слушать эту сказку, но и сами отгадывать или читать фрагменты из нее. Так и посуда быстро будет вымыта, и родители с детьми вовлечены в совместную, значимую для каждого, интересную деятельность.

Как сделать так, чтобы труд стал естественной потребностью, а не тяжкой необходимостью, чтобы ребёнок не боялся трудностей и понимал трудности других?

Во-первых, не требуйте от него выполнение работы, которую он не любит. Одни любят мыть посуду, а другие подметать на кухне пол. Учитывайте особенности вашего ребенка, тогда и помощь по дому не будет для него обузой.

Во-вторых, оставьте малышу время на выполнение вашего поручения. Так он не будет чувствовать себя загнанным в угол и с гораздо большей охотой поможет вам — в удобное для себя время.

В-третьих, старайтесь давать ребёнку разные по трудности и «престижности» поручения, чтобы он не терял стимула. Один раз он может вытереть пыль, а в другой постирать носовой платочек.

В-четвёртых, поменьше критикуйте своего маленького помощника, чтобы не отбить у него охоту помогать вам.

В-пятых, не заставляйте ребёнка отрываться от своих дел, чтобы выполнить ваше задание, ведь не всегда и не всё можно отложить на полчаса, верно? Уважайте его труд , и получите уважение собственного труда.

В-шестых, старайтесь привлечь к труду всех домочадцев — чтобы никому не было обидно. К тому де, делая что-то вместе, вы становитесь ближе друг к другу.

И, наконец, не переводите помощь ребёнка по дому в формулу «работа — новая игрушка (или другое материально поощрение)». Вы ведь не хотите, чтобы сын или дочь помогали вам только исключительно из корысти?

 

Старайтесь не показывать своего раздражения, если ребёнок не желает убирать за собой игрушки. Предложите ему считать игрушки, например, по одной или по две, или даже по три, в зависимости от возраста. Мама или папа могут держать мешочек или коробку, а сын или дочь быстро складывать игрушки и считать их. Иногда можно даже посоревноваться с родителями, у кого получится быстрее сложить игрушки и пересчитать их.

А при уборке на книжной полке можно, сняв книги с полки, не просто вытереть пыль и снова так же выставить книги, а предложить ребенку расставить книги как-нибудь по-иному. Пусть малыш решит сам, в каком порядке. Ребенок, которому дают проявить инициативу, быстро придумает выход из этой ситуации. Книги можно разместить так, что слева, например, будут находиться книги большого размера, а справа — поменьше. А представьте себе, какая будет тренировка силы воли ребенка, если он решит выставить книги в алфавитном порядке! Поддержите его и, конечно же, помогите.

«Неразлучные друзья есть на белом свете! Неразлучные друзья — взрослые и дети, — помните слова известной песенки? Родители и дети учат друг друга и не стесняются друг у друга учиться.     Постарайтесь, чтобы в вашей семье не было высокомерия взрослых по отношению к ребенку. Вспомните свое детство: вам тоже хотелось, чтобы с вами считались и доверяли, как "большим". Позвольте своему ребенку хотя бы иногда проявлять инициативу в семейных делах. Это станет его гордостью и стимулом к дальнейшим успехам.

 

Узелок 6. Разговаривайте с ребёнком на его языке, терпеливо ищите маленькие родительские хитрости, чтобы заинтересовать малыша.

"Легко говорить, — возможно воскликнете вы, — а вот что делать, если не хочет он трудиться? Как заставить?" "Заставлять" тоже нужно осторожно. Стоит несколько раз "превысить свои полномочия", и драгоценный момент может быть упущен. Давайте заменим слово "заставлять" на "убеждать", "привлекать", "разъяснять", т. е. искать разнообразные способы, чтобы показать важность, красоту и необходимость труда.

При обжиге изделий из стекла их приближают к огню очень медленно, иначе стекло лопнет. Так же и в воспитании — нельзя стразу предъявлять большие требования. «Не приводите в движение тела, не приведя в движение души», — говорили древние греки. Ребёнок всегда должен чувствовать, что вы — кладезь неисчерпаемой мудрости, выдумок, тайн, добрый советчик и друг. Вот ещё несколько подсказок, которые, возможно, помогут подружить ребёнка с домашним трудом.

 

Разговор с Ленью

Как-нибудь в свободное время разыграйте для своего ребенка такую сценку. Нарядитесь в костюм Лени: это могут быть разные носки, несуразная шляпа, лохматые волосы и т. д. Ласково поздоровайтесь с ребенком, не называя своего имени.

— Ты меня хорошо знаешь, — услышит он от вас. — Я не скажу тебе своего имени, ты его скоро отгадаешь сам. Я пришла к тебе с подарками. Любишь картофельное пюре? (Он кивает вам в ответ, ожидая, что вы угостите его вкусным картофельным пюре. А вы вынимаете из сумки 2 — 3 сырые картофелины.) Вот оно, пюре, мой хороший, только пока не приготовленное.

Подарю я тебе теплые носочки (вручаете большой клубок ниток). Пока не связаны, носочки-то, сам свяжешь. А это (вынимаете из сумки красиво упакованный сверток, он выглядит как подарок в блестящей упаковке) свежая, только что из твоей комнаты пыль: под кроватью, на полке, на столе насобирала и тебе дарю. Ты славно умеешь лениться и меня, конечно, сразу узнал А я-то — сама Лень! (Лучше, чтобы ребенок сам отгадал, как зовут гостью.) Я пришла к тебе, чтобы ты превратил меня в Веселую Работу. А для этого тебе надо... (Мама перечисляет, какие задания надо выполнить.) Как выполнишь, скажу тебе волшебное заклинание, которое превратит меня в Веселую Работу.

Ребенок сам (или вместе с Ленью) выполняет какое-то задание, например убирает игрушки, и находит записку, в которой сказано: "Ничего не делать мне надоело", — это и есть волшебное заклинание. Вместе с Ленью они повторяют эти слова, и Лень радостно говорит: "Как хорошо! Теперь я снова Веселая Работа, а рядом мой помощник — он тоже теперь стал трудолюбивым". Лень приводит себя в порядок, снова "превращается" в маму. Мама еще раз разъясняет своему ребенку необходимость труда, говорит о трудолюбивых людях и о том, как приятно помогать другим. Беседа должна получиться доверительной и теплой. А затем мама приглашает ребенка помочь ей, например, накрыть на стол к ужину. Намёк понят!

 

Прямые и косвенные указания

"Полей, пожалуйста, цветы", — обращаются родители к дочери. Это прямое указание-просьба, которое напрямую говорит о том, что нужно сделать. Но в некоторых случаях более эффективны косвенные указания-намёки.

"Ты не знаешь, почему наши цветы на окошке опустили головки?" — спрашивает мама у дочки. И если та затрудняется ответить, продолжает: "Наверное, они хотят пить. Но у них нет ножек, чтобы сбегать за водичкой. Что же делать?" Детям младшего школьного возраста обычно такие косвенные указания нравятся больше, чем прямые. Ведь, выполняя косвенные указания, ребенок проявляет больше собственной инициативы. "Мамочка! Я полью эти цветы. И тогда они снова поднимут свои головки", -— догадывается дочка. А маме сейчас самое время предложить дочке это как постоянную обязанность в семье, объяснив, что цветы будут очень довольны, если их регулярно будет поливать такая хорошая, добрая девочка.

Подобным образом можно давать косвенные указания и в других случаях:

( книги стали грустными от пыли или игрушкам тесно в одной коробке, если есть для них уютные места в комоде.)

 

Читаем и размышляем...

При чтении книг обращайте внимание ребенка на то, как трудолюбие и сила воли помогают героям произведения достичь цели.

Если сын интересуется военной техникой, читает книги о летчиках или разведчиках, поговорите с ним о распорядке дня военного человека. Предложите ребенку развивать силу воли для того, чтобы быть собранным и похожим на его героев.

Например, в рассказе Е. Пермяка "Торопливый ножик" мальчик Митя благодаря своему волевому усилию смог аккуратно выполнить работу.

Ребенок должен понять, что каждое дело не само собой делается, а специально организуется, требует труда.

А как часто разговор о лени и трудолюбии помогают продолжить народные сказки, пословицы, поговорки, потешки.  "Без труда не вытянешь и рыбку из пруда", "Труд кормит, а лень портит" — часто мы повторяем детям эти пословицы без объяснения их смысла. А ведь в них заключен глубокий практический смысл. Используйте их как закрепление, иллюстрацию необходимости труда в жизни людей. Выполнил ребенок трудовое поручение— похвалите его и подберите подходящую пословицу. Обязательно вместе с ребенком объясните смысл этой пословицы, подумайте, в каких случаях ее употребляют. Огорчил малыш родителей, поленился — снова вспомните пословицу и вновь объясните ее смысл и ошибку ребенка.

Гуляй, да дело не забывай.

Ленивому всегда праздник.

Муравей не велик, а горы копает.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Не разгрызешь орешка — не съешь и ядрышка.

Мир каждой семьи неповторим. Каждая семья по-своему стремится достичь одной цели: вырастить из своего ребенка замечательного человека. На этом сложном пути ее ждут удачи, победы, трудности и, конечно, поиск и изобретение собственных методов и приемов воспитания.

Серьёзная причина, способствующая отчуждению между родителями и детьми — отсутствие общих интересов. Энтузиазм родителей передаётся и детям. Веселье, радость, удовольствие всегда сближает людей. В играх и занятиях, доставляющих всем ликование, развиваются товарищеские отношения, а в семье возникает атмосфера равенства, непринуждения и согласия. Главное — не упустить время, когда дети из трудовых энтузиастов (3—5 лет)могут стать вялыми бездельниками (9—11 лет). Именно в возрасте 5—7 лет при правильной и терпеливой работе со стороны родителей ваш ребёнок может научиться помогать вам, и, главное, осознать необходимость такой помощи.

 

Оглянитесь вокруг, ещё раз с любовью взгляните на малыша, и мудрые мысли сами возникнут в вашей душе: «Умей чувствовать ребёнка!», «Будь последователен!», «Не упусти мгновение!», «Будь терпелив в ожидании чуда!» Каждая семья может придумать и свои узелки сотрудничества родителей и детей, ведь воспитание трудолюбия, силы воли — процесс длительный, требующий от самих родителей терпения, изобретательности, умения убеждать. 

Пусть у вас все получится!

Как научить ребенка трудиться

Разбросанные по всей комнате игрушки, следы грязной обуви в коридоре, крошки хлеба, фантики от конфет и невымытая чашка на столе – невеселая картина для любого родителя. Чтобы избежать подобной ситуации и вырастить "маминого помощника" (или помощницу), понадобится немало терпения.

 

  • Не ждите, когда ребенок подрастет. Приучайте ребенка к труду с первого года жизни. Как только ребенок научился ходить, он вполне может помочь маме собрать игрушки – принести кубик, положить на место собачку. Это первые шаги к тому, чтобы ребенок самостоятельно научился убирать за собой игрушки и поддерживал порядок в комнате.
  • 2
  • Регулярно давайте ребенку небольшие задания: помочь маме накрыть на стол, полить цветы, отнести бабушке стакан воды, принести папе тапочки, укрыть одеялом сестренку.
  • 3
  • Не раздражайтесь и не ругайте ребенка, если у него что-то не получается. Пока у ребенка плохо развита моторика рук, он будет ронять карандаши, ложки, не сможет ровно сложить газеты. Всегда благодарите ребенка за помощь.
  • 4
  • Трудитесь вместе. Если вы затеяли уборку в доме, попросите малыша вытереть пыль, вымыть свои игрушки, навести порядок на столе. В случае необходимости - помогите. Даже если после ребенка необходимо все делать заново, сделайте это незаметно, без комментариев. И обязательно похвалите ребенка в присутствии других взрослых.
  • 5
  • Выбирайте для чтения поучительные сказки и рассказы, где главные герои добиваются цели своим трудом (например, русская народная сказка «Колосок», «Госпожа Метелица» и др.). Обсудите с ребенком поведение главных героев. Спросите, на кого малышу хотелось бы быть похожим.
  • 6
  • Покупайте ребенку игрушки, способствующие развитию трудовых навыков. Это могут быть различные наборы для ручного труда (вязание, вышивание, выжигание, лепка из глины и т.п.), а также современные наборы для приготовления детьми настоящей еды (детский миксер, формочки для печенья). Не жалейте своего времени, посвятите несколько вечеров обучению ребенка простейшим навыкам: приготовление бутербродов, сервировка стола.
  • 7
  • Если у вас есть дача, выделите ребенку клумбу или грядку. Учите ухаживать за растениями – поливать их, рыхлить землю. Собранный урожай поможет маленькому члену семьи почувствовать свою важность и причастность к труду взрослых.
  • 8
  • По мере взросления ребенка расширяйте круг несложных обязанностей: кормить домашнего любимца (морскую свинку, собаку, кошку или рыбок), регулярно поливать цветок в своей комнате, накрывать стол к ужину. Поощряйте малыша, если он проявляет инициативу в желании помочь кому-либо.

Как прививать любовь к труду у детей?

Чтобы ребенок рос трудолюбивым…

Родители иногда сомневаются, в каком возрасте ребенок должен мыть посуду, выносить мусор, убирать игрушки.

Однозначного ответа нет. Все зависит от способностей, интересов ребенка и состава семьи.

Полезные советы для родителей от опытного воспитателя

1. У каждого ребенка должны быть свои посильные для него обязанности.

2. Приучайте ребенка к порядку и бережливости.

3. Приучайте ребенка к тому, что каждая вещь, включая игрушки, должна иметь свое место.

4. С двух лет приучать малыша наводить порядок в игровом уголке.

5. Добивайтесь, чтобы ребенок выполнял начатую работу до конца: «кончил дело – гуляй смело»

6. Никогда не надо делать за ребенком то, что он может сделать сам.

7. Не применяйте освобождение ребенка от каких-  либо трудовых поручений, обязанностей, как форму поощрения.

8. Привлекайте ребенка к посильной работе старшим членам семьи.

9. Сломавшуюся игрушку следует починить привлекая ребенка (поддержать, принести и т.д.)

10. Принимайте участие с ребенком в подклеивании книг, в изготовлении игрушек из природного, бросового материала, бумаги.

11. Внимательно оценивайте его работу, поощряйте старания.

12. Рассказывайте ребенку о своей работе и товарищах по работе.

13. Не наказывайте ребенка за плохую или неправильно сделанную работу. Дайте ему возможность самому исправить допущенные просчеты и ошибки.

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.