Новости проекта
Система перешла на новый 2018/2019 учебный год
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Большая конференция "Родительское собрание"
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 74 человека

Защита детей от любых видов эксплуатации (жестокого обращения, насильственных действий и сексуальных домогательств»)

Дата: 30 января 2017 в 13:54

Защита детей от любых видов эксплуатации (жестокого обращения, насильственных действий и сексуальных домогательств»)

Жестокое обращение и насильственные действия в отношении детей наносят вред не только физическому и психическому здоровью ребенка, но и имеют тяжелые социальные последствия, главные из которых – воспроизводство самой жестокости и насилия. Те, кто испытал физическое насилие, кого в детстве били и оскорбляли, чаще всего, вырастая, сами решают свои семейные проблемы точно также. Следует также затронуть  форму психологического насилия  (крики, оскорбления ребенка со стороны взрослого, унижающего его достоинство). Чувство собственного достоинства, разрушенное в детстве, очень трудно создается вновь. И дети, утратившие веру в себя,  оказываются самые несчастные и самые трудные.

Если не пытаться остановить насилие, то оно будет переходить из поколения в поколения. Испытываемое в любом возрасте насилие имеет два последствия: слабая личность подавляется, а у сильной возникает протест, который часто выражается в противоправном поведении. Это способствует росту преступности и насилия в детской и подростковой среде. Жестокость порождает жестокость, насилие порождает насилие. Об этом нужно всегда помнить!
 

Основным документом, защищающим права детей, является «Конвенция ООН о правах ребенка». Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. В основу содержания деятельности по социально-правовой защите детей от жестокого обращения могут быть положены следующие положения Конвенции по защите прав детей:

- право ребенка на уровень жизни, необходимый для гармоничного развития (ст. 6, 17, 27-31);

- ответственность родителей, лиц их заменяющих за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка (ст.3, 5, 18, 26);

- право ребенка на защиту от всех форм насилия (ст.16, 19, 32-37).

 Половая свобода и половая неприкосновенность являются составной частью конституционно-правового статуса личности и гарантируются Конституцией Республики Беларусь.

Кроме того, насильственные действия   и  преступления  против  половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних являются уголовно-наказуемым деянием.

В Уголовном кодексе Республики Беларусь есть ряд статей, предусматривающих ответственность с ограничениеми лишением свободы на  различные  сроки:

-Статья 153. Умышленное причинение легкого телесного повреждения;

-Статья 147. Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения;

-Статья 154. Истязание;

-Статья 145. Доведение до самоубийства (или покушения на него путем жестокого обращения с потерпевшим или систематического унижения его личного достоинства);

-Статья  166. Изнасилование (…с применением насилия или с угрозой его применения либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего…);

-Статья 167. Насильственные действия сексуального характера (…с применением насилия или с угрозой его применения либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего…);

-Статья 169. Развратные действия (…с применением насилия или с угрозой его применения…);

-Статья 170. Понуждение к действиям сексуального характера (путем шантажа, угрозы, повреждением или изъятием имущества..с использованием материальной или иной зависимости…);

-Статья 172. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (путем обещаний, обмана или иным способом...);

-Статья 173. Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение (в систематическое употребление спиртных напитков,  либо…   сильнодействующих или других одурманивающих веществ, либо в проституцию, либо в бродяжничество или попрошайничество, либо в совершение действий, связанных с изготовлением материалов или предметов порнографического характера);

-Статья 176. Злоупотребление правами опекуна или попечителя (…в корыстных целях, либо жестокое обращение с подопечным, либо умышленное оставление без надзора…повлекшее ущемление прав и законных интересов подопечного…).

Государство охраняет неприкосновенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов эксплуатации и сексуальных извращений… В том числе со стороны родителей, лиц их заменяющих… (ст.9 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка»).

Помните, что жестокое  обращение, насильственные действия в отношении детей:

  • Наносит вред физическому и психическому здоровью ребенка;
  • Способствует развитию негативных качеств в период формирования личности ребенка;
  • Формирует комплекс неполноценности и низкую самооценку;
  • Порождает чувство страха и тревожность;
  • Делает ребенка жестоким и агрессивным;
  • Часто является причиной побегов из дома и суицидов;
  • Приводит к тому, что ребенок решает свои проблемы с помощью насилия;
  • Способствует проявлению асоциального поведения, развитию алкогольной и наркотической зависимости.

Поскольку сталкивающиеся с жестоким обращением и сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью, а сам факт насилия становится очевидным чаще тогда, когда пострадавшие дети  попадают в больницы,  либо когда  несовершеннолетние, более  старшего возраста, совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги для специалистов и  неравнодушных  взрослых.

ПРИЛОЖЕНИЕ. Признаки жестокого обращения и неудовлетворения основных  жизненных потребностей ребенка.

ПАМЯТКА. Правила для родителей: «Как научить детей избегать опасности».

Источники:

  1. «Конвенция ООН о правах ребенка» (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года).
  2. Закона Республики Беларусь «О правах ребенка»
  3. Уголовный кодекс Республики Беларусь
  4. Конвенция СЕ (защита детей от сексэксплуатации)
  5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 октября 2008 г. №1517 «Об экспортных комиссиях по предотвращению пропаганды порнографии, насилия и жестокости»
  6. Методические рекомендации по своевременному  выявлению и информированию специалистами учреждений образования о фактах насилия в отношении несовершеннолетних (утвержденные первым заместителем председателя Минского облисполкома И.Н. Макар от 08.12.2015).

Подготовил:                                                 педагог социальный

                   ПРИЛОЖЕНИЕ

Признаки жестокого обращения и

неудовлетворения основных  жизненных потребностей ребенка.

Признаки жестокого обращения с детьми могут включать в себя:

  • Синяки под глазами либо ушибы  на обеих сторонах головы, тела (случайные ушибы, как правило, обнаруживаются только на одной стороне );
  • Часто появляющиеся увечья (синяки, порезы, ожоги), если ребенок не в состоянии предоставить разумное объяснение их появлению;
  • Враждебное или агрессивное поведение ребенка;
  • Пассивное, отчужденное, лишенное эмоций поведение ребенка и боязнь возвращаться домой или чувство страха по отношению к взрослым.

Признаки совращения детей могут включать в себя:

  • Симптомы венерических заболеваний;
  • Повреждения в области половых органов;
  • Трудности или боль при ходьбе или в сидячем положении;
  • Сексуально вызывающее, неприличное поведение или речь;
  • Появление несвойственных возрасту знаний в области секса;
  • Преследование других детей на сексуальной почве.

Признаки неудовлетворения основных жизненных потребностей:

  • Очевидное недоедание ребенка, апатия или быстрое переутомление;
  • Случаи, когда ребенок занимается воровством или попрошайничеством; неухоженность ребенка, недостаточная личная гигиена, рваная и грязная одежда;
  • Ситуации, когда ребенок нуждается в очках, услугах стоматолога и других медицинских услугах, но долго их не получает (за исключением случаев, когда родители выбрали альтернативные методы лечения, при условии, если эти методы не ухудшают состояние здоровья);
  • Случаи, когда ребенок лишен надлежащего надзора, длительно не посещает учреждение образования;
  • Ситуации, когда ребенок оставлен без надзора на длительный срок.

Если насилие любых видов можно классифицировать как действия родителей либо иных лиц, угрожающих здоровью и развитию ребенка, то неудовлетворение жизненных потребностей ребенка можно классифицировать как бездействие родителей, угрожающее его жизни, здоровью и развитию.


 

Примечание: в перечисленных списках приводятся лишь наиболее часто встречаемые признаки жестокого обращения с детьми, совращения или неудовлетворения их жизненных потребностей (могут встречаться и другие симптомы).


 

   Подготовил                                                                                 педагог социальный

Источники:  Методические рекомендации по социальному расследованию. Представительство Христианского детского фонда в Республике Беларусь. Минск, «Альтиора-Живые краски», 2009.

Государственное учреждение образования

ПАМЯТКА

   Правила для родителей: «Как научить детей избегать опасности» 

Опасность – центральное понятие безопасности жизнедеятельности, она носит скрытый характер. Признаками, определяющими опасность, являются:

  • угроза для жизни;
  • возможность нанесения ущерба здоровью;
  • нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.


 

Для того, чтобы обеспечить безопасность ребенка, взрослым необходимо предпринять ряд мер и строго придерживаться основных правил безопасности.

В первую очередь, с ребенком нужно проводить постоянную разъяснительную работу, используя примеры, сказки, рисунки и все то, что поможет ребенку понять, какие ситуации бывают опасными, как поступить, попав в них и как их избежать. Учеба пойдет впустую, если не учитывать особенности детской психики, которая противится формам «запрещено», «нельзя», «ты обязан» и т.п.

Лучше действуют формулы типа: «Давай учиться вместе, помоги мне избавиться от беспокойства и переживаний за тебя». Ситуации следует проверять в игровой форме, а объяснения лучше подкреплять доступными примерами. Если, например, ребенок, совсем мал, напомните ему о печальной судьбе семерых козлят, доверившихся волку, или о Красной Шапочке, которой больше повезло.

Приучите детей не уходить далеко  от своего  дома, двора, не гулять до  темноты.

Внушите детям, что не нужно вступать в разговоры, соглашаться на предложения незнакомцев, когда они зовут куда –  нибудь с ними пойти или поехать, просят помочь им что – либо сделать:  приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения;

Заучите постепенно  с ребенком свой домашний адрес, ФИО,  домашний телефон, и телефоны служб экстренной;

Убедите детей не стесняться звать людей на помощь в минуту опасности.

Второе – родителям необходимо создать ребенку благоприятныеи безопасные

условия в  собственном доме,  и соблюдать самим правила безопасности.

Еще одно из главных условий безопасности ребенка – это его к вам доверие.

Чтобы не случилось, он должен знать: папа и мама всегда помогут, и не бояться ничего вам рассказывать. Будьте в курсе того, кто окружает вашего ребенка в учреждении образования, на детской площадке или в секции. Если ребенок кажется подавленным, расстроенным, осторожно расспросите его, дайте понять, что он всегда может рассчитывать на вашу защиту и поддержку.


 

Подготовил                                                                                    педагог социальный

Источники:http://nsportal.ru/sites/default/files/2014/11/11/sovety_bezopasnost_zhiznedeyatelnosti.docx



 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.